Спектакль «Эрос. Минос», театр «Балет Москва»

12+

6 Марта, Воскресенье
Начало: 19:00
Продолжительность: 1 час 20 минут (антракт 20 минут)
Место: большой зал
Стоимость: 900-1800 р.

Спектакль «Эрос. Минос», театр «Балет Москва»

Вечер современной голландской хореографии.
При поддержке Посольства Нидерландов.

Нидерланды — мировой центр не только современного танца, но и современного балета. Театр «Балет Москва» внимательно следит за тенденциями и приглашает к сотрудничеству самых ярких голландских хореографов.

«Эрос Redux» и «Минос» — два одноактных балета в постановке представителей новой голландской хореографии Хуанхо Аркеса и Аннабелль Лопез Очоа. Они сформировались как профессиональные танцовщики и хореографы именно в Нидерландах, и это хорошо видно в их творческом методе. Молодые, прогрессивные, неординарные, они четко понимают, каким танец может и должен быть в нашем быстро меняющемся мире. Хуанхо Аркес и Аннабелль Лопез Очоа — классики завтрашнего дня. Они стремительно взлетели на танцевальный олимп, и сегодня их работы можно увидеть не только на сцене ведущих мировых танцевальных компаний, но теперь и в исполнении артистов театра «Балет Москва».

Эрос Redux

Диалог Платона «Пир» написан в 385-380 гг до н.э. Принадлежит к жанру застольных бесед, во время которых за чашей вина эллинские интеллектуалы часто обращались к философским, этическим и эстетическим темам. «Пир» представляет собой диалог, устроенный по случаю победы на состязаниях в афинском театре поэта-трагика Агафона, в беседе участвовали и комедиограф Аристофан, и философ Сократ, и политик Алкивиад и другие известные люди того времени. Главная тема платоновского «Пира» — рассуждения о благе и любви. Платон устами Аристофана рассказывает миф об андрогине («Речь Аристофана: Эрот как стремление человека к изначальной целостности»). Аристофан сочиняет миф о том, что первые люди были одновременно мужчинами и женщинами — андрогинами. Они имели по четыре руки и ноги, два глядевших в противоположные стороны лица. Обладая могущественной силой, андрогины имели великие замыслы и посягали на власть богов, они были им страшны и возмущали Зевса своим бесчинством. И тогда главный бог приказал Аполлону рассечь каждого из них на две половины — мужскую и женскую. «И вот, когда тела андрогинов были разделены, — говорит Аристофан, — каждая половина с вожделением устремилась к другой своей половине, они обнимались, сплетались, страстно желая срастись». Эти половинки были разбросаны богами по всему свету. Но воспоминание о прежней неразрывной связи породило в них стремление вечно искать друг друга для восстановления прежней полноты. А если разделенные половинки встречают друг друга, то их охватывает «удивительное чувство привязанности, близости и любви». И помогает им в этом Эрос — крылатый бог любви.

Таков миф, настроение и мотив которого пронизывают балет «Эрос Redux» в постановке хореографа Аннабель Лопез Очоа. Именно пронизывают, как пронизывает солнечный свет занавески на окнах, превращая комнату в таинственный грот. Сквозь молочно-белый занавес появляются фигуры — то разрезанные пополам черно-белым паттерном, то почти невидимые в телесных комбинезонах. Балет «Эрос Redux» — это сон о красоте, силе и гармонии. Это еще не любовь, но ее предчувствие. Это еще не любовь, но первый шаг ей навстречу.

Аннабелль Лопез Очоа: «Эрос Redux» — это не дословная история. Я верю, что в мужчине и в женщине есть два начала: и мужское и женское. Это только засчет физиологии мы различаем мужчину и женщину. А, например, в любви или просто в каких-то близких отношениях, люди знают обе стороны друг друга. И если они принимают друг в друге обе части, тогда и рождается любовь. Ты даешь, таким образом, человеку показать обе его стороны. Я думаю, таков принцип любви. Нужно найти симбиоз этих двух полов».

Минос

Минос — древнегреческий царь Крита, на которого перенесены многие мифы и легенды, известные истории еще за два века до Троянской войны. Сын Зевса и Европы, брат Радаманфа и Сарпедона, отец Федры, Ариадны, Главка и других детей.

Миф о Тесее и Минотавре начинается с того, что Минос стал подозревать афинского царя Эгея в убийстве одного из своих сыновей и, чтобы отомстить, попросил Юпитера наслать на Афины чуму. Афиняне обратились за советом к оракулу, который сказал им, что эпидемия прекратится только в том случае, если они будут каждый год посылать на Крит на съедение Минотавру семь юношей и семь девушек. Минотавр в древнегреческой мифологии чудовище с телом человека и головой быка, рожденный Пасифаей (женой Миноса) от быка, посланного Посейдоном. Дабы скрыть свой позор, разъяренный критский царь спрятал Минотавра в подземном лабиринте, который был настолько сложным, что ни один вошедший туда человек не смог бы найти выход.

На съедение быку девушек и юношей из Афин увозил траурный корабль с черными парусами. Однажды греческий герой Тесей, сын Эгея, спросил у отца об этом корабле и, узнав страшную причину черных парусов, вознамерился убить Минотавра, упросив отца отпустить его вместо одного из юношей, предназначенного для скормления. На Крите, перед тем как попасть на обед к Минотавру, Тесей очаровал дочь Миноса Ариадну. Влюбившаяся девушка перед входом в лабиринт дала Тесею клубок ниток, которые он разматывал, когда продвигался все глубже и глубже в лабиринт. В страшном бою герой победил чудовище, вернулся по нити Ариадны к выходу и вывел оттуда всех обреченных. Ни коварство царя Миноса, ни могущество богов не могли помешать спасительной нити влюбленных.

На создание балета «Минос» хореографа Хуанхо Аркеса вдохновили символы, наполняющие миф. Вот возникает путеводная нить Ариадны — в костюмах, в как бы уходящих за горизонт движениях рук и ног. Четко очерченная световыми лампами площадка сцены — лабиринт, в котором танцовщики движутся навстречу друг другу. Синий, голубой, бирюзовый, коричневый цвета в женских костюмах — как волны Средиземного моря, набегающие на песчаный берег острова Крит. В балете «Минос» древнегреческая легенда наполняется ветром, запахом моря и оживает, подхваченная сильными руками танцовщиков.

Хуанхо Аркес: «В свое время я увлекся древнегреческой мифологией. И первое, что меня заинтересовало — это модель самого лабиринта, как я вижу пространство. У меня не было истории как таковой, мне была интересна архитектура лабиринта и как я могу разместить танцовщиков в нем. А потом уже появился сам миф, и так я пришел к его содержанию. Начал размышлять, в чем его суть. Идея в том, что я буду следовать хронологии событий, но не самому повествованию. Это все будет абстрактно. Персонажи будут, но четкой линии у сюжета нет».

Хореография

Испанец Хуанхо Аркес получил танцевальное образование в Conservatorio de Danza в своем родном городе Мурсия. До того как в 2004 году он переехал в Нидерланды, на протяжении пяти лет был солистом Ballet Victor Ullate в Мадриде, а также на протяжении четырех лет танцевал в English National Ballet и Dutch National Ballet, где три года спустя также удостоился звания солиста. Эти три балетные компании дали Хуанхо возможность исполнить самые известные партии как классических, так и неоклассических балетов Уилльяма Форсайта, Кристофера Уилдона, Дэвида Досона, Ханса ван Манена и др.

Помимо карьеры танцовщика, Аркес в последние несколько лет преуспел и как хореограф. С 2001 года он ставит работы для труппы Английского и Нидерландского национальных балетов. Позже он получил заказы от Нидерландского национального балета и создал такие постановки, как Minos (2010) и Consequence (2012) — свою первую главную работу в честь 50-летия Нидерландского национального балета. За последние несколько лет он поставил такие работы, как Miniatures (2011) для Slovenian National Ballet, Unsound (2012) совместно с немецко-американским хореографом Хайди Фиртхалером для Nacional de Danza в Мадриде, а также Crossroads (2013) для WimWhim в Сиэтле. Недавно работал в качестве балетмейстера для театральной пьесы Vaslav по повести Артура Япина и для Performing Gender в Болоньи — европейского танцевального проекта. Премьера его последних работ с труппой Нидерландского национального балета — Roulette, Rewind и Carolingians — состоялась в Амстердаме, Антверпене и Риоме.

Аркес был номинирован на Нидерландском фестивале танца в 2014 году в Маастрихте. Он также является одним из трех хореографов, которых пригласили на обучение в New York Choreographic Institute весной 2015 года.

Голландская газета VNC Magazine назвала Хуанхо «умным и страстным танцовщиком, который очень органично смотрится на сцене и обладает ощутимым эффектом присутствия на сцене».

Аннабелль Лопез Очоа, наполовину колумбийка, наполовину бельгийка, окончила Royal Ballet School of Antwerp в Бельгии. Проработав 12 лет в разных европейских танцевальных компаниях, в 2003 году Аннабелль решает начать карьеру хореографа.

Как хореограф Аннабелль работала в разных уголках мира, создавая спектакли для таких театров, как: Scapino Ballet Rotterdam, Dutch National Ballet, танцевальная школа Djazzex, Большой театр Женевы, The Royal Ballet of Flanders, Gran Canaria Ballet, Gothenborg Ballet, Modern Dance Theater Ankara, Pennsylvania Ballet, компании BalletX (Филадельфия), BJM-Danse (Монреаль), Jacoby&Pronk, Whim W’Him, танцевальный театр Luna Negra, Ballet National de Marseille, Le Jeune Ballet du Québec, Saarbrucken Ballett, Chemnitzer Ballett, Ballet Hispanico, Incolballet de Cali, Finnish National Ballet, Compania Nacional de Danza (Мадрид), Pacific Northwest Ballet (Сиэтл), Scottish Ballet, The Washington Ballet, Ballet Nacional Dominicano, Ballet Austin, Augsburg Ballet, West-Australian Ballet, Atlanta Ballet, Ballet Manila в Филиппинах, Grand Rapids балет, Ballet Nacional Chileno, Danza Comtemporanea de Cuba и Ballet Nacional de Cuba.

В апреле 2012 года она создает свой первый долгий по продолжительности балет A Streetcar named desire совместно с театральным режиссером Нэнси Мэклером для Scottish Ballet. Постановка была очень хорошо принята как прессой, так и зрителями, и получила несколько наград. Балет побывал с гастролями в Великобритании и США.

Лопез Очоа — разносторонний хореограф, который регулярно работает не только в сфере танцевального искусства, но и в драматическом театре, опере и музыкальном театре. Она также работает в театрально-танцевальном коллективе Fantasten, с которыми она поставила 5 успешных больших работ. Они были показаны на многочисленных театральных площадках и фестивалях Голландии.

Лопез Очоа — обладательница нескольких премий в области хореографии. В 2002 году она заняла третье место на Международном соревновании хореографов в Ганновере за постановку Clair/Obscur, а в 2003 получила первое место и приз зрительских симпатий за работу Replay на Международном соревновании хореографов в Борнеме (Бельгия). В 2009 году ее постановки Zip Zap Zoom и Nube Blanco были включены в десятку лучших танцевальных работ года в Сан-Диего и Чикаго. В 2010 году газета Pittsburg включила спектакль Zip Zap Zoom в десятку лучших танцевальных событий года, а в 2011 это сделала газета Montreal. В 2012 году американское издание Dance Magazine назвало работу Аннабелль Cylindrical Shadows главной постановкой года.

В январе 2013 сообщество британских критиков Национальной танцевальной премии выбрало ее победителем в номинации «лучшая классическая хореография» за работу A Streetcar named desire. Спектакль также получил премию South-Bank Sky Arts Awards и был номинирован на премию Olivier. В 2014 году постановка Sombrerisimo, созданная для Ballet Hispanico, была объявлена американским изданием Dance Magazine лучшей танцевальной постановкой 2013 года.

В 2007 году ее пригласили на работу в престижный New York Choreographic Institute.

В том же году голландская газета NRC назвала ее «хедлайнером голландского танцевального искусства», а спустя семь лет эксперт Центра изобразительных искусств города Темекула написал: «Очоа действительно виртуозный хореограф, который четко понимает, каким танец может и должен быть в нашем быстро меняющемся мире».