Конференция фестиваля «Музыка Пространство Архитектура». Полная программа

12+

7 декабря, пятница
Начало: 12:00
Продолжительность: 5 часов 15 минут
Место: зал-конструктор
Вход свободный

Конференция фестиваля «Музыка Пространство Архитектура». Полная программа

Исследовательская конференция в рамках фестиваля «Музыка Пространство Архитектура» стремится передать в академическую среду тот импульс, который создается в публичной и перформативной частях фестиваля — импульс сопоставления, сближения, столкновения музыкального и архитектурного опыта.

К разговору о связи между этими опытами приглашены исследователи в области музыковедения, истории и теории архитектуры, философии, культурологии, антропологии, социологии, филологии, а также архитекторы, музыканты, саунд-артисты. Для выступления на конференции в ходе опен-колла было отобрано семь докладов.

Слушателем на конференции может стать любой желающий.

 

Партнер фестиваля — архитектурная школа МАРШ.

Модераторы конференции: Александр Острогорский (МАРШ), Юрий Пальмин (МАРШ).


Программа:

12:00 — 12:30 Начало, приветственное слово организаторов.


12:30 — 13:30 Секция 1
Регламент: доклады — 15 мин., обсуждение — 30 мин.

  • «РИТУАЛЬНЫЕ ИСТОКИ АРХИТЕКТУРЫ»

    Марат Раилевич Невлютов, архитектор, научный сотрудник отдела проблем теории архитектуры Научного института теории и истории архитектуры и градостроительства.

    В поисках первых истоков архитектуры ряд историков, антропологов, теоретиков архитектуры обращаются к обрядам, сопровождающим строительство, ритуалам основания города. Ученые приходят к выводам, что в основании архитектурной формы находится определенный порядок исполнения ритуала, который осуществляется в актах строительства и процессах эксплуатации созданного пространства. Но архитектура не только репрезентирует предшествующий ей ритуал, но сама является ритуальным действием, обладает агентностью. Ритуальная функция архитектуры заключается в идентификации конкретного места в пространстве, в примирении далекого и близкого, внутреннего и внешнего, соединении разделённого пространства. Такое понимание ритуальной природы архитектуры воплощено в современной теории архитектуры с помощью категории перформативности.

  • «ЛАБИРИНТ И МУЗЫКА (ЛОВУШКИ ДЛЯ БЛУЖДАЮЩЕГО ВНИМАНИЯ)»

    Василиса Филатова, социальный антрополог, Институт этнологии и антропологии РАН

    Парадоксальная темпоральность лабиринта интригующе напоминает опыт восприятия ненарративной музыки (которая скорее создаёт «среду», чем рассказывает историю). Об этой интуиции фундаментального сходства между принципами устройства лабиринта и музыки и хотелось поговорить, но чтобы подступиться к подобному разговору, недостаточно абстрактных рассуждений о том, «что такое лабиринт» и «что такое музыка». Поэтому доклад будет посвящён конкретным историческим и этнографическим примерам того, как в культурных текстах, артефактах и практиках встречаются и сопрягаются музыка и лабиринт.


13:30 — 14:00 Перерыв


14:00 — 15:30 Секция 2
Регламент: доклады — 15 мин., обсуждение — 30 мин.

  • ПОСТРОИТЬ МУЗЫКАЛЬНЫЙ ИНСТРУМЕНТ В ГОРОДЕ:
    ПРИМЕР ИЗ ПРАКТИКИ, МЮНХЕН, 2014 Г.

    Мария Кремер — художник.

    Если рассматривать город как музыкальный континуум, а отдельные здания и пространства как инструменты, то тогда исполняемая музыка заполняется самим городом, то есть город и музыка существуют в совокупности друг с другом. Зимой 2014 года группа студентов Мюнхенского технического университета проектирует три городских пространства, внутри которых впоследствии будет звучать произведение «Ночные стихотворения Пьеро» (композитор - Ганс-Геннинг Гинзель) для кларнета и ударной группы. Музыка преобразуется в пространственную новеллу, повествование которой происходит в разных точках района Максфорштатт.

  • «ФЕРМАТА». ПРОЕКТ-ИССЛЕДОВАНИЕ: ОСТАНОВКА
    ТРАМВАЯ, СОВМЕЩЕННАЯ С КОНЦЕРТНЫМ ЗАЛОМ

    Аркадий Иоселевич — архитектор

    Сегодня музыка является частью повседневного звукового фона. Повторяемость одной и той же мелодии, лишенной (часто специально) интерпретации, приводит к тому, что человек разучился рефлексировать. Все становится лишь фоном для настроения и способом отвлечения от окружения. В проекте трамвайной станции, соединенной большим арочным окном с концертным залом, человек и звуковая среда города сближаются, демонстрируется значение музыки. Место остановки трамвая одновременно является местом совмещения музыки, искусственно созданной и случайно возникшей. Это место звукового напряжения. Специально для проекта композитором Владимиром Горлинским была составлена звуковая дорожка.

  • АССОЦИАТИВНЫЙ АРХИТЕКТУРНО-ЗВУКОВОЙ МАКЕТ
    КАК ИЗОМОРФИЗМ ЗВУКА И ФОРМЫ

    Москалев Алексей Николаевич — архитектор, старший преподаватель Казанского инновационного университета им. Тимирясова В.Г., преподаватель архитектурного рисунка и моделирования детской архитектурно-дизайнерской школы (ДАШКА КазГАСУ)

    Рассматривается более чем десятилетний опыт метафорического сопоставления архитектурных объектов в образовательном процессе. Одним из направлений в таком метафорическом сопоставлении и соответственно, метафорическом моделировании, является создание так называемых ассоциативных макетов. Ассоциативно-звуковой макет позволяет показать через призму звуков характер исследуемой архитектурной формы. В качестве метода создания такого макета выступает двойное переосмысление. Исследуется звучание объекта-пространства в самом широком смысле: объекты окружены звуками, наполнены звуками и трансформируют звуки. Полученную звуковую карту, дополненную личностным эмоциональным восприятием архитектурного объекта, можно визуализировать в виде объёмно-пространственной композиции, представленным материальным макетом. Сопряжение между двумя мирами – архитектурой и миром звуков демонстрируется в частности в нашем проекте «Лён и тлен» — психологической карте бывших Алафузовских мануфактур (XIX в.) в Казани.


15:30 — 15:45 Перерыв


15:45 — 16:45 Секция 3
Регламент: доклады — 15 мин., обсуждение — 30 мин.

  • «НОВЫЕ МУЗЫКАЛЬНЫЕ ЖАНРЫ И ИХ ПРОСТРАНСТВЕННАЯ ОБУСЛОВЛЕННОСТЬ»

    Владислав Владимирович Тарнопольский, музыковед, преподаватель кафедры современной музыки Московской консерватории

    Подобно трансформациям, которые претерпели живопись после появления фотографии и театр после изобретения кино, по мере развития и распространения звукозаписи принципиальные изменения происходят и в музыкальном искусстве. Многие композиторы последнего полувека активно работают над новыми «форматами», для полноценного восприятия которых слушателем его соприсутствие в одном пространстве с исполнителем является непреложным условием. Некоторые варианты таких пространственно-акустических решений предполагается продемонстрировать на примерах опусов ведущих композиторов послевоенного авангарда и современности: Луиджи Ноно, Хайнца Холлигера и Беата Фуррера.

  • «АРХИТЕКТУРНОЕ ПРОСТРАНСТВО И АЛЬТЕРНАТИВНЫЕ ЗВУКОВЫЕ РЕЖИМЫ В УСЛОВИЯХ ГОРОДСКОЙ ПОВСЕДНЕВНОСТИ»

    Роман Нематович Королев-Намазов, научный сотрудник Московского музея современного искусства.

    Восприятие всякого архитектурного пространства связано с осуществлением перформативного акта, которое это пространство регламентирует. Однако повседневность всегда ускользает от любой попытки ее зафиксировать. Одной из попыток настроить специфическую перцептивную рамку, которая сбивает привычный для участников повседневных практик заданный режим не-считывания знаков архитектурной среды, является обращение к альтернативному звуковому пространству, который освобождает слушателя от предпосылок повседневного неосмысленного действования. Его легко сконструировать, например, благодаря прослушиванию музыки через наушники или считывая звуковые сигналы. Такой перцептивный опыт позволяет проявлять типичное архитектурное пространство города, которое заново осмысляется горожанами.

16:45 — 17:15 Завершающая дискуссия