Лаборатория перфоманса «ВЫВИХ»

18+

с 13 по 26 мая
Начало: 09:00
Бесплатно, по регистрации

Лаборатория перфоманса «ВЫВИХ»

Культурный центр ЗИЛ запускает Лабораторию перформанса с 13 по 26 мая 2019 года. Проект состоит из трех мастерских, в которых участники проведут исследования различных аспектов понятия «современность».

Участники определяются путем открытого приема заявок в соответствии с положениями о конкурсе. Результатом лаборатории станут показы художественных проектов на территории Культурного центра ЗИЛ.

Чтобы стать участником, необходимо подать заявку на open call.

Дедлайн подачи заявки: 14 апреля, 23:59

Вопросы по заполнению регистрационной формы можно адресовать на почту performance-lab@zilcc.ru



Описание мастерских лаборатории перформанса ВЫВИХ



Мастерская Веры Приклонской и Егора Софронова

  • Подробности

    ВЕРА ПРИКЛОНСКАЯ
    Хореограф, перформер, соматический практик (Dip. IBMT)

    «Тело — это процесс, и это знание моментально обращает нас к фактору временности, преходящего. Являясь практиками, мы изучаем тело, оно является одновременно и предметом нашего исследования, и инструментом, проводником для создания смыслов. В рамках практической части лаборатории я предложу участникам «испытывать время», а также попробовать подобрать слова для описания этого опыта. И предложу поразмышлять над вопросом: из какого времени происходит ваше искусство?»

    ЕГОР СОФРОНОВ
    Художественный критик

    «В качестве участников мы ждем практиков — творцов и мыслителей — любых направлений, которым интересен перформанс и танец как выразительное средство и как теоретическое поле, и которые заинтересованы в исследовании их темпоральности, в современности. Отталкиваясь от шекспировского провозглашения модерности во фразе «time is out of joint» («время вывихнуто»), мы приглашаем рассмотреть: во-первых, критерий современности исполнительских искусств, соотношение их со специфически сегодняшним пониманием современности, в том числе с конгломератом «современного искусства». Во-вторых, сущность исполнительских искусств как длящихся во времени, соответствующие этому особенности их как практики, следствия этого для субъективной феноменологии исполнителя, для опыта зрительства. В-третьих, заложенную во фразе «out of joint» метафорику телесности, даже физиологичности, вызванной упоминанием связки, сустава, сочленения — одновременно подвижного и стабильного, обеспечивающего плавность и потенциально нарушающегося в вывихе, то есть в сдвиге. Таким образом, речь о непосредственной воплощенности времени, его хрупкости, его подвижности и саморазличающемся смещении и имманентной самонетождественности. Как мыслить современность и искусство, время и танец?»

Мастерская Владимира Бочарова и Кати Ганюшиной

  • Подробности


    ВЛАДИМИР БОЧАРОВ
    Режиссер

    «Современность, я бы сказал, очень «уставшее» понятие, столько его эксплуатировали направо и налево. Современен ли ты? Как это связано с современной повесткой? Соответствует ли это современным требованиям, критериям, нормативам, стандартам и прочее прочее... Вся эта ситуация уже изначально какая—то «вывихнутая». «Современный», как ее понимаю я, — это совокупность определенных качеств, такое состояние, в котором прибывает человек культурный. Причем совокупность эта не имеет ни конца ни края, никакой спецификации, вбирает в себя все — от жвачки до последних научных открытий в области астрофизики. Этот комплект со временем не развивается, а заменяется другим. Поэтому современность статична, не предполагает никакого становления. Чтобы быть современным завтра, тебе надо отказаться от своего вчерашнего «современного» статуса. Иначе все, «ты не современный». Или ты современен, но уже не нынешней повестке, а какой-то другой. Таким образом, в экзистенции и осмыслении своего бытия, современность малозначима. Она, наоборот, всячески стремится сдвинуть человека, предлагает ему слиться с «современностью», стать частью чего-то большего, чем есть он сам, некоего Времени, будь то Эра Водолея или Эпоха Антропоцена. Поэтому субъект не в состоянии адекватно конституировать себя, обращаясь к современности. Действительно, в политическом контексте это все обретает определенные очертания. Но и здесь есть противоречия. Политическое событие, в отличие от застывшего окультуренного современностью человека имеет определенную динамику. В политике тенденции ощутимы задолго до того как приняты законопроекты, развязаны конфликты и т.д. Политолог рассматривает процесс, выстраивает драматургию и т.д. Политика динамична и драматична, современность нет. Политика — процесс, современность — состояние. Поэтому современность скорее аполитична. В нее индивид запаковывает себя вместе со всеми ее событиями, как подарочный набор для будущих потомков. Мне кажется, что сегодня сказать, «я занимаюсь современным театром» или «современным танцем» это значит исключить себя из процесса, провести операцию вычитания над самим собой. Это работало какое-то время, теперь уже нет. Что мы имеем? Современность устала, она иссякла, ее больше нет, возможно, она никогда не существовала. Давайте подумаем, что есть?»

    КАТЯ ГАНЮШИНА
    Куратор и исследователь современного танца, создатель и главный редактор roomfor.ru

    «В рамках философии культуры и политической философии современность понимается как проблемная ситуация, в которой оказывается общество, когда старые порядки, предписывающие, как жить, подорваны, а в новые веры уже нет. И когда нет более ничего, предписывающего «общую концепцию человеческой деятельности», единственное, что остается индивиду – «абсолютная самостоятельность». В этом и заключается проблема современности, проблема ее стабилизации – как совместить субъективную свободу и необходимость общественного порядка. Философская энциклопедия говорит: «Современность не может стабилизировать себя путем апелляции к каким-либо авторитетам прошлого или к какой-либо трансценденции, лежащей за рамками актуальной практики. В свое основание современность не может положить ничего другого, кроме практически найденного, прагматически сохраняемого и ревизуемого способа быть вместе, оставаясь разными. Уже по этой причине современность является в первую очередь и преимущественно политическим процессом, из которого могут вытекать моральные нормы, формы экономической организации и т. д. Это и означает то, во-вторых, что политика, являясь главной формой «бытия» современности, оказывается производительной, а не отражательной по отношению к тому, что «предпослано» ей (будь то «заветы предков», полисный идеал «благой жизни» или законы макроэкономики чикагской школы). В-третьих, стабилизация современности предполагает готовность и способность к саморефлексии и самокритике»

Мастерская Андрея Гурьянова и Бориса Клюшникова

  • Подробности


    АНДРЕЙ ГУРЬЯНОВ
    Работает со звуковыми инсталляциями, звуком в кино и театре, перформансом и импровизационной музыкой

    «Я имею/не имею права быть/не быть своим современником/наблюдателем/присутствующим. Кого хочется увидеть: желание говорить, желание слушать, желание услышать несуществующее/неслышимое»

    БОРИС КЛЮШНИКОВ
    Критик, теоретик современного искусства

    «Мы ждем людей, которые хотели бы поработать на пересечении современной теории и звуковых практик. В первую очередь нас интересуют тема звука и проблематика времени и темпоральности. Нам интересно изучить звук как архив, звук как документ, как исторический индекс определенной эпохи. Мы планируем работать со звуком как с доказательством и пространственным объектом. В ходе нашей работы от участников ожидается интерес к чтению и обсуждению текстов по новой теории современного искусства»

О фото: Алина Белягина «Deep End», Культурный центр ЗИЛ, 2018. Фото: Вик Лащенов