«Структуры конкретики»: концерт к юбилею Хельмута Лахенмана. Блок первый

12+

20 февраля, четверг
Начало: 20:00
Продолжительность: 1,5 часа
Место: зал-конструктор
Бесплатно, по регистрации

«Структуры конкретики»: концерт к юбилею Хельмута Лахенмана. Блок первый

Хельмут Лахенман — один из самых известных на сегодняшний день композиторов, оказавших огромное влияние на развитие современной академической музыки. Свой творческий метод он называет «инструментальной конкретной музыкой». Для Лахенмана инструмент является безупречным музыкальным носителем, а звуковые события организуются так, что в них важен не только конечный результат, то есть непосредственно звук, но и способ, которым этот результат был достигнут. Нетрадиционные способы игры на инструментах — не менее значимая составляющая музыкального языка Лахенмана, чем работа со звуком.

  • Хельмут Лахенман о своем творчестве

    «Для меня сочинение означает если не «решение проблемы», то фактически исступлённую схватку с травматической дилеммой: противостоять техническим трудностям в композиции — осознанной и принятой — чтобы добиться разрешения их. Такая ситуация, по сути, для меня не нова, но остаётся чуждой, ибо именно в этом я теряю себя и тем самым действительно обретаю себя снова. Я знаю, что всё это звучит загадочно, но всё же по-разному каждая «проблема» и каждая «травматическая дилемма» воплощает категорический вопрос о возможности существования подлинной музыки. Однако эта концепция об её аутентичности и подлинности стала сомнительной из-за повсеместного распространения музыки и её доступности: она применяется в глобальном масштабе в цивилизации, которая была затоплена и насыщена музыкой (аудиальная потребительская магия) и которая, поскольку она стала стандартизированной, была притуплена. Эта сомнительность — бессознательно узнаваемая и подавляемая коллективная реальность. Это внешняя сторона нашего подавляемого, но не менее реального внутреннего стремления к освобождённому пространству для восприимчивости души к Новой музыке»

Струнный квартет «A&C» специализируется на исполнении и популяризации произведений новейшей квартетной музыки. В репертуар ансамбля входят сочинения композиторов второй половины XX-начала XXI веков: Георга Фридриха Хааса, Хельмута Лахенмана, Джачинто Шелси, Джулио Коланджело, Стива Райха, Освальдо Голихова, Алексея Сысоева, Сергея Невского, Александра Хубеева и других. По инициативе оркестра в Электротеатре Станиславский запущен первый абонемент новой квартетной музыки.


⇒ Струнный квартет №3 называется «Grido», что с итальянского переводится как «крик». Интерпретации такого наименования могут быть самые разные: некоторые исследователи сравнивают этот квартет с картиной Эдварда Мунка и задаются вопросом, было ли это целенаправленной отсылкой к произведению художника. Само звучание этого квартета не воспринимается как музыкальная форма крика, разве что ближе к концу возникает эпизод на три форте. Поэтому ещё одним вариантом интерпретации названия может быть осознанно достигаемый композитором эффект несоответствия между музыкой и словом, что в целом свойственно для музыкального языка Лахенмана.


⇒ Эстетика творчества Георга Фридриха Хааса основана на идее о том, что музыка способна «сформулировать эмоции человека и состояние его души таким образом, чтобы другие люди смогли воспринять это как свои собственные ощущения». В спектральном методе Хаас нашёл инструмент, открывающий безграничные возможности для музыкального воплощения «сильных, эмоциональных ударов».
Струнный квартет №2 сам Хаас называет «мерцающей звуковой картиной». На протяжении 20 минут перед слушателем разворачивается целое спектральное полотно, переливающееся регистровыми контрастами струнных инструментов, парящими глиссандо и неспешно перетекающими одна в другую гармониями.


«Целью цикла было исполнить все три квартета Лахенмана, поскольку это очень редкое для Москвы событие: насколько мне известно, первые два вообще не исполнялись в России. Георг Фридрих Хаас, Оскар Бьянки и Горацио Радулеску были выбраны из большой симпатии к этим опусам, а также благодаря попытке найти некоторые сходства между вышеперечисленными авторами с квартетами Лахенмана в методах работы над звуком, технических приёмах и прочим», — рассказывает Глеб Хохлов, куратор цикла.

Программа цикла:

20/02
A&C Quartet

Хельмут Лахенман
Струнный квартет No.3 «Grido» (2001)
Георг Фридрих Хаас
Струнный квартет No.2 (1998)

4/04
Хельмут Лахенман
Струнный квартет No.2 «Reigen seliger Geister» (1989)
Оскар Бьянки
Струнный квартет No.2 «Pathos of Distance» (2017)

29/05
Хельмут Лахенман
Струнный квартет No.1 «Gran Torso» (1971)
Горацио Радулеску
Струнный квартет No.5 «Before the universe was born» (1990-1995)

Регистрация