ЗИЛ. История

История.
Не каждый знает, где точно находится Культурный центр ЗИЛ, но если спросить «Помните ли вы пруд, где гуляла Лиза из повести Карамзина?», то вспомнят все. Так вот, Культурный центр ЗИЛ находится близ того места, куда Карамзин поселил свою Лизу и остальных героев.

***
[Изобр. – гравюра Даниловской слободы]

Даниловский район Москвы был назван в честь села Даниловского (Даниловской слободы). Это село располагалось в пяти верстах от Боровицкого холма вниз по течению Москвы-реки. В этом месте в Москву-реку впадала небольшая речка, известная с 16 века как Даниловка. Согласно данным археологических раскопок, уже в 10-11 веках на обоих берегах реки существовала славянская колония. Село Даниловское появилось здесь приблизительно в 14 веке. В документах середины 15 века встречается первое упоминание об этом населенном пункте под Москвой – одном из самых ближайших пригородов, которыми владели московские наместники.

В 1550-х годах по распоряжению Ивана Грозного и митрополита Макария в этой местности был построен Даниловский монастырь, ставший одним из ряда монастырей-сторожей, выполняющих роль защиты от нашествия татарских войск.
Вплоть до 19 века существовала Даниловская застава с двумя мостами через Москву-реку. В начале 1901 года село Даниловское превратилось в Даниловскую слободу, и часть территории по левую сторону Серпуховского шоссе отошла к городу.

В этой же местности располагается Симонов монастырь. С начала 19-го столетия его окрестности стали очень популярным местом загородных прогулок, за Симоновской заставой находился Сергиев пруд, в устройстве которого, по легенде, принимал участие сам Сергий Радонежский. Местные жители считали воду пруда целебной.

Карамзин, который любил гулять по этим местам, именно в этом пруду "утопил" героиню своей нашумевшей повести. Так местность приобрела романтический ореол, здесь гуляло множество влюбленных пар, пруд переименовали в Лизин. Деревья, растущие вокруг пруда, были исписаны почитателями Карамзина. По этому же названию в XX веке получили свои названия Лизина площадь, Лизин тупик, железнодорожная станция Лизино. Упоминания этой местности можно встретить в произведениях Лермонтова и Герцена. Постепенно Лизин пруд засыпали, и окончательно он исчез в 1932 году. В наши дни на его месте стоит административное здание завода Динамо.

Даниловская слобода конца 19-го  начала 20-го столетия оставалась неблагоустроенной окраиной. В 1897 году земство устроило здесь уличное освещение, но спустя десять лет фонари убрали. Часть улиц была замощена, но качество булыжного покрытия было низким, и в дождливые дни эти улицы становились труднопроходимыми. Водопровода не было, и жители слободы пользовались колодцами. Поскольку поблизости располагалось кладбище, а нечистоты сливались в близлежащие овраги, но вода в колодцах не отличалась чистотой.

***
[Слайд-модуль с блоком изобр. 1]


После того, как страна оправилась от последствий мировой и гражданской войн и интервенции, стали возводить Рабочие клубы. Среди московских зданий, построенных после Великой Октябрьской революции, известны несколько сооружений этого типа, построенных по проектам архитекторов Весниных, Голосовых, Мельникова и других.

Наряду с клубами стали возводить и Дворцы культуры, в которых было удобнее проводить разнообразную культурно-образовательную деятельность. Дворец культуры ЗИЛ  первый такой проект в столице. Идею строительства Дворца выдвинул профсоюз рабочих Пролетарского района Москвы, объединённых в комитет, который возглавил рабочий литейного цеха завода «Динамо» Журин, позднее руководивший строительством Дворца.

Дворец начали строить в 1931 году, достроили в 1937 году. Осуществлена лишь часть проекта: Т-образная клубная часть с малым зрительным залом. В ходе первой очереди строительства к 1933 году построили малый театральный, а второй очередью в 1937 году сдали в эксплуатацию клубный корпус.

Архитекторы здания братья Веснины описывали концепцию так:

"Основной принцип, которым мы руководимся в наших исканиях новой, социалистической архитектуры, - это полное соответствие архитектуры назначению здания. Именно такое решение мы попытались дать в крупнейшей из наших работ последнего времени - во Дворце культуры Пролетарского района. Социалистический Дворец культуры должен прежде всего вызывать ощущение свободы и радости. Это ощущение мы пытались создать путем соответствующей организации пространства, путём применения принципа перетекающего пространства, раскрывающего и облегчающего интерьер. такое решение внутреннего пространства обусловило в известной степени и наружную архитектуру Дворца..."

Во время Отечественной войны в здании при бомбежке были разрушены перекрытия театральной части. Послевоенная реконструкция была выполнена в духе псевдоренессанса и нарушила стиль интерьеров чуждыми декоративными элементами. Кроме того, были изменены некоторые проектные решения тридцатых годов: отсутствие кассового вестибюля, кондиционирования, операторских помещений, связи фойе с помещениями за сценой, недостаточная по современным нормам освещённость, деревянные перекрытия и пр.

На протяжении своей истории Дворец ремонтировался несколько раз: в 40-х, 50-х и в 70-х годах. Был реконструирован театральный зал: концентрические круглые софиты заменены на тяжелую люстру, по верху стен у карниза устроен декоративный бордюр, на ограждении балкона появились светильники. Подобным образом были "украшены" интерьеры фойе, вестибюля и другие помещения. Последняя реконструкция проводилась в 70-х годах, при этом были в основном убраны прежние наслоения.

Перед авторами реконструкции не ставили задачу реставрации сооружения, но оно должно было полноправно войти в ряд новых современных Дворцов Культуры. Авторы справились с этой задачей, максимально стараясь восстановить и сохранить дух веснинской постройки, например, применение скрытого света, отсутствие декоративных деталей и пр. Проектирование и реконструкция ДК ЗиЛ длилась 10 лет, с 1966 по 1976 год.

В 2008 году Дворец культуры ЗИЛ был передан городу и стал флагманским проектом Департамента культуры города Москвы по модернизации клубных учреждений. Вскоре после передачи были отреконструированы фойе главного зала и буфет. Здание получило новое имя, теперь он называет Культурный центр ЗИЛ, и с осени 2012 года деятельность Центра сосредоточена на таких направлениях как музыка, танец, театр, арт, наука, раннее развитие и интеллектуальный досуг.

В Культурный центр пришли новые профессиональные творческие инициативы со свежими идеями и востребованными современными предложениями для юных горожан и их родителей. В холлах и рекреациях установлены удобные стулья, столы и кофейные автоматы, доступны настольные игры, на всей территории Культурного центра ЗИЛ работает бесплатный Wi-Fi.

Сегодня, Культурный центр ЗИЛ — это более 5 000 квадратных метров для занятий разными видами танца, лекции и дискуссии для любой аудитории, театральные и концертные программы коллективов Москвы, современная библиотека со свободным доступом.