ГлавнаяНовостиНаталья Дмитриева: «Все мы граждане космоса»

Наталья Дмитриева: «Все мы граждане космоса»

Дата публикации: 9 Января 2017

В Культурном центре ЗИЛ начали работу кружки астрономии. Мы поговорили о его перспективах с одним из руководителей кружков Натальей Владимировной Дмитриевой.

Какую динамику интереса к астрономии вы наблюдаете за свою преподавательскую карьеру?

В последние годы интерес растет за счет фантастических фильмов, их много. Максимальный интерес к космосу наблюдается у детей до 5-6 класса. И ясно, что своей профессией космос сделает один из тысячи. Также давайте не будем путать космонавтику и научное изучение космоса. Космонавтика, ракетостроение – это одно. Астрономия – это работа различных обсерваторий, дистанционная обработка данных с телескопов на орбите, работающих в радио-, инфра-, гаммадиапазонах. Профессиональных астрономов единицы, много, по большому счету, их и не надо. Но каждый житель Земли – житель космоса. А в связи с упразднением предмета «астрономия» из школьной программы уже выросло поколение, которое путает, Земля крутится вокруг Солнца или Солнце вокруг Земли. Многие понятия не имеют, почему меняются фазы Луны, почему зима сменяет осень. Считают, что если наступило лето, значит, мы поближе к Солнцу подлетели.  Удивляются, что в нашем северном полушарии зима наступает как раз, когда мы ближе к Солнцу.

А сама красота космоса! Это источник неиссякающей радости.  Когда человек попадает в условия, где видно настоящее звездное небо, как здорово знать хотя бы какие-то созвездия. У нас бывают вечерние занятия, мы выходим на улицу, уже темно. Называем созвездия, и ребята обращаются к ним, как к друзьям. У них такая внутренняя радость, я и сама ее испытываю. В этом году в декабре, январе, феврале будет хорошо видна Венера, богиня любви, с каждым месяцем все ярче. Это прекрасно. Космос так красив! Не надо ничего изобретать, просто смотрите на то, что есть, и уже дух захватывает.

С помощью фантастических ужастиков, сюжетов о звездных войнах, порабощении пришельцами и черных дырах мозги очень затуманиваются. Когда ребята приходят к нам, они хотят узнать и уточнить в подробностях, как кто кого в космосе «съел» или как взорвется солнце. Ведь даже BBC подходит к научной тематике через страшилки. Наша задача не быть привлекательнее страшилок, а рассказать, что космос прекрасен, дружелюбен, красив. Что мы его часть. Это самое главное. Не «где-то там космос, а мы тут, на диване», а мы внутри космоса, мы – его часть.

У основоположника русской космонавтики Константина Циолковского была тяжелая жизнь, слава пришла к нему на старости лет, различные науки и законы космоса он постигал с помощью самообразования.  В конце жизни Циолковский написал свою автобиографию.  И он, очень скромный человек, так написал дне своего рождении: «В этот день, 17 сентября, родился гражданин Вселенной». Он не хвастался, он так чувствовал на самом деле. Если бы нам всем иметь сознание Циолковского, мир бы был другой.

Хочется удовлетворить детское любопытство, а оно огромно. Про космос хотят знать все. Приходят счастливые мамы: «Мой ребенок знает все и очень интересуется космосом!», начинаешь спрашивать – путает «божий дар с яичницей». У многих нет системы для полученного «склада»  информации.

Наследие каких ученых вы изучаете?

Это обычно привязано к конкретным событиям и датам. 4 октября был запуск искусственного спутника Земли в 1957 году, начало Космической эры. Конечно, мы об этом говорили. Когда говорим о космонавтике, обсуждаем события, связанные с открытиями Циолковского, деятельностью Королева, полетами Юрия Гагарина, Алексея Леонова.  Если говорим об астрономах – звучат имена Кеплера, Галилео Галилея, Джордано Бруно, Коперника, Эйнштейна, Ньютона и других.

Много великих имен возникает по ходу занятий.  Если речь идет о телескопе Хаббл, то мы обязательно скажем про американского ученого Хаббла. Если мы рассказываем о том, как Плутон перестал быть планетой и стал карликовой планетой, то мы говорим о Клайде Томбо, который его открыл и чей прах достиг Плутона. Если говорим о Сатурне и его кольцах, то не забываем о Кассини – ученом, который изучал Сатурн и разглядел щель среди колец. На орбите была миссия «Розетта» – космический аппарат, который летал вокруг ядра кометы Чурюмова-Герасименко: эту комету открыли Клим Чурюмов и его аспирантка Светлана Герасименко. У нас нет задачи рассказывать научные теории или биографии ученых, но это естественным образом понемногу входит в рассказ на занятии.

Вы продвигаете идею космического гуманизма?

Да, это самое главное, и это само собой понимается детьми. Прекрасно, когда закладывается космическое мышление гражданина Вселенной. Если бы все земляне так мыслили, наступил бы Золотой век. Общество потребления, навязываемое нам сегодня, не имело бы смысла.

Беседовала Екатерина Васенина