Oтзывы и предложения для Культурный центр ЗИЛ

Отмена: Цикл лекций "Женщины как творцы и творения"

12+

2 октября - 20 ноября
Начало: 18:00
Место: коворкинг взрослой библиотеки
бесплатно

Мероприятие отменено. Приносим искренние извинения, о возобновлении цикла лекций сообщим дополнительно. Следите за нашими новостями на сайте и в социальных сетях. 


Цикл лекций: ЖЕНЩИНЫ КАК ТВОРЦЫ И ТВОРЕНИЯ 

Образы женщин в искусстве XVII-ХХ века


Лектор: Константин Карагода – сотрудник Культурного центра ЗИЛ, кандидат искусствоведения


2 октября, 18:00-19:30
12+
Просвещённое материнство: образы матери и ребёнка в искусстве Нового времени


к%20статье%20о%20матери/174.jpgМатеринская любовь к ребёнку – одно из универсальных чувств. На всем протяжении истории человеческой цивилизации оно проявлялось по-разному, что находило своё отражение в искусстве, порой вдохновляя художника на рождение истинного шедевра.
Изначально образы ребёнка и матери находились под сильным влиянием религиозной символики. Культ младенца Христа и празднование Рождества изменили отношение к детям. Изображение кормящей матери в искусстве стало аллегорией милосердия, вписывающейся в триаду христианских  добродетелей.


Новое время стало переломным этапом, когда в творениях мастеров божественное стало стремиться к земному. Барокко и контрреформация ознаменовали собой эпоху, когда взгляд на детство стал иным. Ребёнок стал важным орудием в руках деятелей эпохи Просвещения, которые видели его в своей дидактике, как воплощение нового, совершенного мира.


На лекции мы поговорим о выдающихся и малоизвестных произведениях европейского искусства Нового времени, которые отражают все многообразие темы материнства и детства: таинство взросления, начало самопознания, неразрывность связи ребёнка с матерью.



9 октября, 18:00-19:30
12+
«Учёная прихоть»: женщины-интеллектуалки в искусстве Нового времени


unnamed.jpgЭпоха Просвещения породила моду на изображение «учёных женщин», а также дала возможность женщинам наравне с мужчинами изучать науки и получить признание. Многие Академии наук пока ещё не принимали женщин в свои стены; однако они участвовали в общественном деле просвещения и внесли свою лепту в мировую науку. Прорыв стал возможным благодаря совершенной экономической и социальной свободе французского дворянства и свободе от всяческих предрассудков. Это увлекательное и бурное время впоследствии назовут «Великим обогащением», так как вера в социальный и экономический прогресс, построенный на уважении к научным и техническим открытиям, сделали в дальнейшем науку двигателем экономического прогресса. Образованные интеллектуалки, «вольтерьянки», верили в торжество разума, науки и публичного просвещения, которые изменят жизнь общества и положение в нём женщины.


Увы, великая французская революция, а затем и кодекс Наполеона разобьют эти надежды. Однако эпоха, когда «учёная прихоть» стала шансом для тех, кто активно познавал и изучал мир, сохранена в произведениях искусства, позволяющих многое узнать о тех удивительных женщинах, которые видели окружающее их пространство без привычных границ.



16 октября, 18:00-19:30
12+
Красота, победившая время: старость и смерть женщины в европейской культуре XVII-ХХ веков


Снимок%20экрана%202020-08-25%20в%2016.05.51.pngИскусство всех эпох обращалось в лучших своих творениях к теме преодоления смерти и триумфе красоты. Образы старости, угасания, смерти женщины, полные трагизма и размышлений о бренности красоты, получили в искусстве Нового времени новые, порой парадоксальные формы.


Образы старости в искусстве менялись от vanitas (суета, тщеславие) до католического торжественного культа смерти, от протестантского мрачного парадного портрета регентш - до классицизма и романтического представления о смерти, от неожиданной эротизации смерти, стремления к саморазрушению до полного трагизма и натурализма в изображении смерти и старости и до размышлений о вечной жизни и преодолении смерти в культуре конца XIX – начала ХХ века.


На лекции мы поговорим о выдающихся и малоизвестных произведениях европейского искусства и кинематографа. В кино можно увидеть некоторую гендерную предвзятость всех сюжетов, связанных со смертью женщин. Женщинам не дано умереть героически. Торжество смерти женщин святых в христианстве не привнесло в современный кинематограф ничего. Жанна д’Арк в кино скорее жертва, чем торжествующий герой. В кино судьба женщины печальна: она несамостоятельна в жизни и несамостоятельна в смерти.



23 октября, 18:00-19:30
12+
Верующая женщина: Религиозность женщины и европейская культура XVII-ХХ веков


i_063.jpgЭпоха Просвещения, на примере творчества Дидро, Аббата Прево, маркиза де Сада показывало монашество как место неволи, откуда героини пытались сбежать любым путём. ХIХ век не привнёс в образы монахинь объективности. Романтизм и прерафаэлиты изображают монахинь сквозь призму готических романов и поэтических образов, мало связанных с реальностью. В противоположность светским тенденциям в ХIХ веке возникает множество центров паломничества и фактов явления Богоматери людям, появляется святая Анна Катерина Эммерих. Искусство ХХ века с наибольшим пониманием отразило жизнь монахинь и богомолок, но массовая культура в эпоху глобализации через кинематограф и музыку создала ложный образ монахинь. Проблема в том, что светское искусство, как выражение взглядов людей, ведущих свободный, богемный образ жизни, далеко от понимания жизни другого сословия - монашества. На лекции мы поговорим как гендерная тематика показывает нам определённые культурные изменения в жизни общества и его отношение к религии.


30 октября, 18:00-19:30
12+
Женщина – жертва или агрессор? Образы страдания и насилия в искусстве Нового времени.


scene-of-war-in-the-middle-ages-1865.jpg!Large.jpgАгрессия как феномен достаточно изучена. Описание агрессии женщин в художественных текстах, хотя и встречается часто, но недостаточно исследовано с научной точки зрения. Женщина, лишённая голоса в патриархальном обществе, подвергается мифологизации своего образа, выступая и как мать всего живого, и как кровавая богиня смерти. Женщинам приписывали слабость, иррациональность, коварство, жестокость. В этом заключается архаический страх мужчин, выражающийся и в том, что врагам приписывались женские качества. Все эти стереотипы повторяются в европейской культуре. О. Шпенглер и О. Вейнингер предрекали феминизацию цивилизации, как угрозу. На лекции мы поговорим об общей традиции художников и литераторов в создании аллегории революций, побед, гневной бунтующей толпы в образе женщины, кровожадной, ведущей и на победу, и на смерть. Исторические потрясения способствуют раскрепощению масс и часто сопровождаются не только мужской, но и женской агрессией, которая шокирует общество, стереотипно воспринимающее женщину как слабый и нежный пол. 



6 ноября, 18:00-19:30

12+
«Все счастливые семьи похожи друг на друга, каждая несчастливая семья несчастлива по-своему». Образы семьи и брака в художественной культуре XVII-ХХ веков.


George_Elgar_Hicks_(1824-1914)_-_Woman's_Mission,_Companion_of_Manhood_-_T00397_-_TateБрак, семейная жизнь – это прежде всего закрытый и интимный мир, куда не допускается сторонний зритель. Искусство же в своем выдуманном мире приоткрывает перед нами семейную идиллию и семейные драмы.


На лекции мы поговорим о выдающихся и малоизвестных произведениях европейского и русского искусства. О том, кого называли «Ангел в доме» и почему «Семья Белелли» – это несчастливое семейство. 


13 ноября, 18:00-19:30
12+
«Я хочу быть живым произведением искусства»: Светские львицы в искусстве XVIII-ХХ веков.


Sargent_MadameXОбраз светской львицы был сформирован в эпоху рождения СМИ, когда журналисты жадно следили за личной жизнью и скандалами женщин, блиставших в высшем свете. Расцвет светского общества приходится на так называемую «Прекрасную эпоху» между последними десятилетиями XIX века и началом Первой мировой войны.


На лекции мы поговорим об истории знаменитых женщин, вдохновлявших писателей и художников на создания прекрасных образов, сделавших свою жизнь произведением искусства, легендой и стилем. 


20 ноября, 18:00-19:30

12+
Женщины в общественной жизни: возникновение «новых» женских образов


C:\Users\user\Desktop\Found_rossetti.jpgРасцвет эпохи Просвещения, революционные движения XVIII - ХIХ веков, зарождение буржуазии - стали барометром перемен в общественных отношениях людей того времени. Женщины в культуре этого времени часто подвергались  художественному «разоблачению и развенчанию», в лице авантюристок, неверных жен, развратниц. С другой стороны, творчество не всегда несло чисто назидательный характер, многие творения литераторов и художников проникнуты истинной гуманной жалостью к женщинам с трагической судьбой. На лекции мы поговорим о том, как Новое время порождает новую мораль и почему в его основе лежит понятие страдания.