Лекторий молодых ученых «Вышки»: Цари, поэты и мученики: культура Ирана в поисках идентичности

Лекторий молодых ученых «Вышки»: Цари, поэты и мученики: культура Ирана в поисках идентичности

18 января


19:30

Лекторий

Следите за нами в Telegram!

Лекторий молодых ученых «Вышки» в январе вернется в Культурный центр ЗИЛ!

 

Аспиранты, магистранты, молодые сотрудники и исследователи НИУ ВШЭ показывают науку с необычной стороны — через короткие лекции с картинками, мемами и без заумных формулировок.

 

С 18 января начнется серия о странах Ближнего Востока. Каждый вторник в 19:30 в КЦ ЗИЛ будут рассказывать о культуре, стереотипах, быте и народе этих особенных стран.
Цикл откроет лекция «Цари, поэты и мученики: культура Ирана в поисках идентичности».

 

Древние постройки, палящее солнце, пустыни и ковры — так представляется Иран большинству туристов. Но его культурный код гораздо сложнее и имеет тысячелетнюю историю. На лекции речь пойдет о двух пластах иранской идентичности; шиизме и отношении к древним правителям.

 

Подробнее:
В 651 году Иран входит в состав Халифата, когда, спасаясь от мусульманских армий, умирает Йездигерд III, последний царь из иранской династии Сасанидов. Десятилетие спустя в самом Халифате разгорается гражданская война, разделившая молодую мусульманскую религию: внутри ислама выделяются два отдельных течения — суннитское и шиитское. Наследие Сасанидов не исчезает бесследно.
Ислам укрепляется в Иране, становясь религией подавляющего большинства населения, арабский язык становится языком бюрократии, культуры и науки, но в восточных землях Ирана просыпается интерес к доисламскому прошлому и возникают очаги литературы на местных языках. Так, сообщения и предания об иранских царях доисламской эпохи в Х в. собирает поэт Фирдоуси и излагает в своей эпической поэме «Шахнаме», которой суждено стать главным иранским эпосом.
Эти истории не просто «преданья старины глубокой», а важнейшая составляющая иранской национальной идентичности. Огромный интерес к древней истории, пробужденный первыми археологическими и лингвистическими исследованиями в Иране в XIX в., порождает в иранском обществе дискуссии о том, как относиться к царям древнего Ирана. Другой мощной объединяющей и одновременно разъединяющей идеей становится шиизм, который укрепляется в Иране с конца XV в.: с одной стороны, современный Иран является главным исламским государством, а с другой — он противопоставлен большинству мусульманских стран, исповедующих суннизм. На протяжении последних нескольких столетий эти два пласта иранской идентичности не существуют отдельно: они конкурируют, подкрепляют или обосновывают друг друга, порождая самые причудливые сочетания.

 

Лектор: Максим Алонцев — старший преподаватель Института классического Востока и античности.

 

Регистрация 

 

Посещение Культурного центра ЗИЛ возможно только при наличии QR-кода. Приходите, пожалуйста, заранее.