ГлавнаяНовостиКак средневековые инструменты дополняют современную музыку

Как средневековые инструменты дополняют современную музыку

Дата публикации: 11 Мая 2020
Как средневековые инструменты дополняют современную музыку


Третий лонгрид от
Алисы Куприёвой, основателя проекта Лофт Филармония.


Музыка в любую историческую эпоху всегда была важнейшей частью жизни человека.

Зародившись в древнейшие времена, музыкальное искусство в том или ином виде было призвано выражать самого человека, его эмоции и мысли, вместе с тем опираясь на желание запечатлеть и уловить нечеловеческую и эфемерную сущность — Бога или какие-то высшие материи, над которыми человек был не властен.

Говоря о зарождении музыки и первых музыкальных инструментов, следует обратиться к древнейшим временам. Одним из самых первых инструментов, которые создал человек, следует считать древнюю флейту, посредством которой было возможно воспроизвести набор (последовательность) нескольких звуков. На тот момент музыка не была распространена повсеместно, скорее она носила сакральный характер, применяясь на особо важных ритуалах жизнедеятельности человека, являлась важным атрибутом обрядов племён различных цивилизаций.

Постепенно следуя по ступеням эволюции, сопрягаясь со всеми областями деятельности и развития человека и цивилизаций в целом, музыка как условно академический и профессиональный жанр получает первый и по-настоящему мощный толчок в эпоху Средневековья. Именно в эту эпоху был изобретен нотный стан (нотоносец Гвидо из Ареццо), который позволил фиксировать звуковысотность нот произведений. Как результат, человечество получило возможность «дословного» повторения какой-либо мелодии. Таким образом, средневековые композиторы могли фиксировать свои произведения, выводя музыку на новый профессиональный уровень, что позволило устной традиции передачи музыкальной информации отойти на второй план и со временем вовсе исчезнуть.

Удивительно, но Средневековье в музыке — это не нечто ветхое и оторванное от дня сегодняшнего, как может показаться на первый взгляд.

Напротив — многие из музыкальных средневековых жанров и принципов развития музыкальной ткани активно возрождаются современными композиторами в ХХ-ХХI веках. В частности, это касается западно-европейской вокальной музыки. Многие из композиторов современности интегрируют в свои сочинения (оригинальные современные формы) Средневековое одноголосие — церковную музыку, диатонические лады и григорианское пение. Классическим примером «позитивного встраивания прошлого» является творчество нашего современника, британского композитора Карла Дженкинса.

Изначально музыка эпохи Средневековья была невероятно зависима от церковных обрядов. Музыка — «служанка церкви», лишённая черт самостоятельного искусства, едва ли имела возможность восприниматься обособленно от богослужений и ритуалов. Лишь с течением времени и развитием многоголосия, когда на смену одноголосным мелодиям (монодиям) приходят жанры мотета, органума, кондукта и мессы, музыка становится на путь развития «самодостаточной единицы». Которая в последствии повлечёт за собой невероятное развитие и расцвет уже на рубеже Средневековья и эпохи Возрождения, когда в Европе начнут формироваться первые композиторские школы, которые будут призваны развивать не только чисто вокальные жанры, но и первые вокально-инструментальные жанры.

Интересно отметить, что многие из изобретённых музыкальных инструментов не теряют своей актуальности и сегодня. Например, такие духовые инструменты, как флейта, труба или волынка в том или ином виде доходят до наших дней; серпан, его различные варианты, претерпевая ряд изменений и трансформаций, становится родоначальниками ряда современных духовых инструментов. Олифант выходит из профессионального обихода, но может использоваться по сей день для аутентичного исполнения произведений эпохи Средневековья. Струнно-смычковые инструменты в виде разного рода виол существуют по сей день, в отличие от рюбер, которые со временем были вытеснены из музыкантского обихода. Популярные струнно-щипковые инструменты как лира, мандолина или ситар используются и сейчас, но, скорее, как выгодное дополнение к популярному инструментарию, занимая нишу «экзотических инструментов» в творчестве синтетических жанров экспериментальных композиторов.

Отдельной категорией, которая получила интенсивное развитие в эпоху Средневековья, является группа ударных инструментов — бубнов, барабанов и цимбал. Эта категория, безусловно, также совершенствовалась и шлифовалась под влиянием времени, но смогла зафиксировать свой более или менее узнаваемый облик и функции в композиторских опусах на протяжении нескольких столетий.

На сегодняшний день подробное изучение музыкальных эпох и вех развития жанров, усовершенствования инструментария — это огромная ниша в лаборатории почти каждого современного композитора.

Эксперименты с формами и звуковым наполнением дают возможность создания совершенно новых пластов музыкального и исполнительского искусства и, как следствие, сгенерировать небанальный слуховой опыт и возможность погружения на новые уровни прекрасного для меломанов.