Oтзывы и предложения для Культурный центр ЗИЛ
ГлавнаяНовости«Вся эта информация дает нам возможность понимать, сохранять и восстанавливать то ценное, что было в русской культуре»: интервью с Ириной Ржевской

«Вся эта информация дает нам возможность понимать, сохранять и восстанавливать то ценное, что было в русской культуре»: интервью с Ириной Ржевской

Дата публикации: 5 Июня 2020
«Вся эта информация дает нам возможность понимать, сохранять и восстанавливать то ценное, что было в русской культуре»: интервью с Ириной Ржевской

Русская народная культура — серьезная тема для изучения с большим количеством очень разных направлений: тут и национальная кухня, и промыслы, и обряды. Особое место занимает пряничное дело. Именно об этом мы поговорили с Ириной Ржевской, создателем проекта «Деревушка».

— Как получилось, что Вы заинтересовались темой пряника?

— Так получилось, что я работала совершенно в другой области (в рекламном бизнесе), но с появлением детей в нашей семье я переосмыслила свои ценности и мне захотелось делать то, что приносит пользу людям и имеет бОльшую ценность и смысл. И еще мне очень хотелось, чтобы мои дети росли в традициях нашей страны. И делать это как-то поверхностно, просто посещая тематические кружки. Казалось, что это все как-будто не по-настоящему, «понарошку». Поэтому пришлось выбрать другой путь, по сути, поменять всю свою жизнь. К счастью, муж меня в этом стремлении поддержал, видя перспективы взросления детей в нашей родной культуре. Так постепенно мое увлечение переросло в дело нашей жизни. И, надеюсь, будет продолжать расти и развиваться.

 

— Что такое пряник для русской культуры?

— Безусловно, это огромная ее часть. Пряник это не просто вкусное лакомство. Пряник — это традиция, связанная со многими сферами жизни человека того времени. Таким образом простая хозяйка или целая область могли заявить о себе. Ведь в разных регионах зачастую бытовали и разные фольклорные сюжеты. А в 19 веке пряники Российской империи вывозились на международные ярмарки, прославляя своих создателей и свою Родину.

Получается, что пряник —своеобразный способ показать самобытность области и района, и целой страны.

Интересно проследить, как это ремесло проходит путь от простой доски до вкусного лакомства. На каждом этапе своей жизни пряник вносит огромный вклад в культуру. Все начинается с искусства резьбы пряничных досок. Это трудоемкий и самобытный процесс. Сложные замысловатые сюжеты, сохранившиеся до наших дней, дают возможность понять, что происходило в жизни людей, как был устроен их быт. По пряникам можно следить и за круговым циклом праздников, без этого сладкого лакомства не обходилось ни одно торжество. Вся эта информация дает нам возможность понимать, сохранять и восстанавливать то ценное, что было в русской культуре.

 

— Откуда взялся рецепт пряника и узоры скалок?

— Рецепт пряника был в каждой семье свой. Держался всегда в строжайшем секрете и передавался из поколения в поколение. Каждая хозяйка добавляла свой набор специй, от чего и сильно менялся вкус пряника. Сейчас почти всегда пряник содержит мед, сахар,сливочное масло и большой набор специй. Раньше такая смесь называлась «сухими духами».

Мы делаем пряники по одному из старинных рецептов, который нам удалось добыть в одной из экспедиций в Нижегородскую область.

Узоры на досках в старину были очень самобытными. Резчики-умельцы изображали на досках рыб, птиц, чудных сказочных персонажей, кавалеров и красивых дам. Но что весьма интересно, зачастую мастера вырезали то, что происходило в повседневной жизни людей. Значимые события тоже находили отражение на пряничных досках. Так, например, когда появились первые пароходы, мастера стали вырезать на досках сюжеты именно с пароходами. Об этом свидетельствуют сохранившиеся в музеях старинные экземпляры.

Мы делаем скалки и доски, разрабатывая эскизы самостоятельно, но есть и реплики старинных пряничных досок 19 века. Работа над такими изделиями всегда доставляет особую радость.

pry1_1.pngpry2_2.png


— Из какой древесины делаются скалки и доски?

— В старину использовали твердое дерево для изготовления пряничных досок . И в основном плодовые деревья, например, грушу, вишню. Дерево вылеживалось по 20-30 лет, а потом только приступали к резьбе. А в 19 веке, когда пряничное дело пошло на поток, стали использовать более мягкое дерево — липу. И по сей день пряничные доски режут на липе. Мы также используем липу, иногда березу.


pry.png

 

— В каких еще городах России, помимо Тулы и Калуги (калужское тесто) пряник стал символом?

— В первую очередь здесь хочется упомянуть о Нижегородской области, особенно богатой на разные ремесла. Не обошел эту область и пряник.

Больше всего информации можно найти в городе Городце, где пряничным доскам посвящен целый музей.

Раньше в этом небольшом городке на Волге было много резчиков-мастеров, которые не одно поколение резали доски. С некоторыми из них нам удалось познакомиться лично.

А в 19 веке в городе насчитывалось 17 пекарен. В советское время все было утрачено, многие старинные сюжеты перестали вырезать, заменив их советской символикой. Но, к счастью, это ремесло сохранилось до нашего времени. Не в таком объеме, естественно, но там функционируют две пекарни, которые изготавливают пряники по старинной технологии с использованием ручного труда и пряничных досок, вырезанных вручную.

Кроме Городца должна упомянуть, конечно, и Рыбинск, и Ростов, и Вологду, и Ярославль, и, конечно же, Вязьму.

Со временем мы планируем сделать пряничную карту, на которой будем отмечать места, где этот промысел бытовал и где мы уже побывали.

 

— С какой регулярностью и куда Вы совершаете свои экспедиции?

— Раньше, когда дети были поменьше, мы ездили чаще. Сейчас, когда они учатся в старшей школе, то увы, так часто не получается. Несмотря на это один-два раза в год мы стараемся выезжать, аккуратно вписываясь в семейное расписание.

Последняя наша поездка была в Чехию, где мы познакомились с местной традицией резьбы пряничных досок. И даже побеседовали с одним из мастеров, побывав чудесным образом в его мастерской.

 

pry4_4.png

 

— Как Вы взаимодействуете с музеями?

— Сотрудничество с музеями — это отдельный, невероятно интересный пласт нашей работы. В некоторых музеях сохранилось большое количество интереснейших старинных экземпляров пряничных досок и разнообразных форм, но большая часть досок хранится обычно в Фондах музеев, поэтому увидеть эти сокровища своими глазами и поработать с ними считаю большой удачей. Причем зачастую большая часть времени уходит на организационные моменты: переписки с музеем, получение разрешений. А уж в самом хранилище время пролетает незаметно.

 

— С какими именно музеями Вы сотрудничаете?

— За последние полгода мне посчастливилось пообщаться с сотрудниками Государственного Исторического Музея в Москве, посетить фонды музея ДПИ, за что я очень благодарна сотрудникам и хранителям музея.

Так же в наших планах посетить и поработать в музеях Санкт-Петербурга — РЭМ и Русский музей, где собрана большая коллекция пряничных досок. Особенно интересен Русский музей тем, что там хранится и изучена не только информация об изделии, но условия его бытования, применения и эксплуатации. Это как раз то, что нам очень интересно и мы сами стараемся выяснить в каждой из наших поездок.