Oтзывы и предложения для Культурный центр ЗИЛ
ГлавнаяНовостиКнижный обзор о коллекционерах

Книжный обзор о коллекционерах

Дата публикации: 11 Июня 2020
Книжный обзор о коллекционерах

История коллекционирования насчитывает не одно тысячелетие. Не теряет своей актуальности это хобби и до сих пор. А вот образ коллекционера в массовом сознании неоднозначен. Например, на арт-рынке коллекционеры — ключевые участники. Эти люди успешны в своем деле, хорошо разбираются в искусстве, обладают солидным капиталом. Они часто являются едва ли не единственным источником дохода для художников и обеспечивают материальную сторону жизни творческих людей.
В чем привлекательность этого увлечения? Что движет людьми, когда они совершают свою первую покупку — азарт охотника, любовь к искусству, меркантильный интерес? Почему эти «чудаки» продолжают охоту за самыми разными предметами? Вы можете сами попытаться приоткрыть завесу феномена коллекционирования.


В. Беньямин «О коллекционерах и коллекционировании» / V-A-C Press, 2018

V-A-C press — издательская программа, которая включает два типа публикаций: книги и каталоги на русском и английском языках, посвященные русскому искусству и серию переводных книг, призванных познакомить русскую аудиторию с ключевыми методологиями анализа искусства и культуры.
Вальтер Беньямин — один из самых влиятельных философов культуры ХХ века, теоретик культуры, литературный критик, эссеист и переводчик. В книге собраны три его текста, посвященные теме коллекционирования — программное эссе «Эдуард Фукс, коллекционер и историк» и фрагменты о коллекционере из «Пассажей», которые публикуются на русском языке впервые.
Для Беньямина коллекционер был одной из определяющих фигур девятнадцатого столетия и современности в целом. У философа, который сам был страстно увлечен собирательством, коллекционер представляет особый тип восприятия истории и мира вещей, близкий к марксистской концепции исторического материализма.


М. Розелл «Настольная книга коллекционера. Руководство по управлению и содержанию арт-коллекций» / «Альпина Паблишер», 2019

Фундаментальная и выверенная книга, посвященная гласным и негласным правилам коллекционирования, юридической подоплеке хранения, купли и продаже произведений искусства.
Искусствовед, юрист и автор курса о коллекционировании предметов искусства в институте культуры Sotheby’s собрала рекомендации ведущих экспертов арт-отрасли. Эту книгу вполне можно назвать учебным пособием коллекционера. Изложение текста следует логике жизненного цикла художественной коллекции и начинается с разных аспектов, которые следует учесть при покупке. А заканчивается способами и стратегиями расставания с коллекциями, когда для этого наступит время. Речь в книге идет в основном о реалиях американского арт-рынка, но многое из того, о чем пишет Мэри Розелл, универсально.


Боткина А.П. «Павел Михайлович Третьяков в жизни и искусстве». / «Искусство», 1993

О жизни предпринимателя и мецената Павла Михайловича Третьякова, создавшего первый общедоступный городской музей русской живописи, написано немало. Но эта книга особенная, ведь ее автор — дочь Третьякова.
Купец, предприниматель, меценат и основатель музея Павел Третьяков всегда мечтал о таком месте, где коллекция картин русских художников будет доступна каждому посетителю. Датой создания галереи считается 1856 год, когда П.М. Третьяков приобрел две работы современных русских художников: «Искушение» Николая Шильдера и «Стычку с финляндскими контрабандистами» Василия Худякова. Это не первые купленные им работы, однако достоверных данных о более ранних приобретениях не сохранилось. Известно, что братья Третьяковы увлекались коллекционированием живописи: Павел — работами русских художников, Сергей — полотнами западноевропейских мастеров.
В 1892 году Павел Третьяков передал галерею в дар Москве. Поводом послужила смерть брата, завещавшего перед смертью Москве половину дома в Лаврушинском переулке, капитал размером 125 тысяч рублей и собранную художественную коллекцию. Чтобы ускорить передачу, Павел объединил коллекции и подарил их городу. На тот момент в собрании братьев Третьяковых находилось более двух тысяч произведений живописи, скульптуры и графики.
Александра Боткина не только собрала вместе богатый фактический материал и редкие фотографии, но и поделилась личными воспоминаниями.


Семенова Н.Ю «Сергей Щукин и его коллекция» / «Слово/SLOVO», 2017

Этим альбомом издательство «Слово/SLOVO» открыло книжный проект, в рамках которого начало знакомить читателей с великими коллекционерами, чьи частные собрания и меценатская деятельность способствовали сохранению художественного и культурного наследия России. Издание — первый полный каталог коллекции, в него вошли все работы, купленные Щукиным. 500 иллюстраций, архивные материалы и фотографии, многие из которых до этого нигде не были опубликованы. Биограф Щукина, российский историк искусства и доктор искусствоведения Наталья Семенова собрала под одной обложкой все данные и изображения. Читателю выпадает уникальный шанс осмотреть коллекцию Щукина целиком и сразу.
Сергей Иванович Щукин по праву считается одним из величайших коллекционеров XX века не только России, но и мира. Московский купец и благотворитель, коллекционер искусства, собрание которого положило начало коллекциям французской модернистской живописи в Эрмитаже и Государственном музее изобразительных искусств им. А.С. Пушкина.
Будущий собиратель пошел по стопам отца, одного из самых успешных торгово-промышленных деятелей пореформенной России и возглавил основанную им фирму «И.В. Щукин и сыновья». Бурная энергия и особые способности Щукина-коммерсанта неожиданно нашли еще один достойный выход. Сергей Иванович стал собирать современную французскую живопись. Он покупал картины на свой вкус, предпочитая импрессионистов, а затем и постимпрессионистов. «Аржантейская сирень» Клода Моне, купленная им в 1897 году, стала первым из полотен художников-импрессионистов, попавших в Россию. Дега, Сезанн, Ренуар, Пикассо, Ван Гог, Гоген и конечно Матисс — это лишь часть длинного списка имен, чьи произведения когда-то были куплены Щукиным. Сегодня эти шедевры украшают залы Эрмитажа и ГМИИ им. А.С.Пушкина.
Наталия Семенова — автор еще одной книги о российских коллекционерах, братьях Морозовых. Она потратила не один год, собирая разрозненные факты, которые сумела сложить в цельную картину. В книгу включены редкие архивные документы и фотографии, которые знакомят читателя с личностями коллекционеров и судьбами их коллекции.


Семенова Н.Ю. «Михаил и Иван Морозовы. Коллекции» / «Слово/SLOVO», 2018

Книга продолжает проект, в рамках которого издательство «Слово/SLOVO» знакомит читателей с великими коллекционерами России.
То, что было сделано братьями Морозовыми для русской культуры, долго не было оценено по достоинству: они покупали произведения своих современников, поддерживая их морально и материально. Михаил Морозов успел много сделать за свою короткую жизнь. Он поддерживал театр, дружил с литераторами и артистами и первым стал собирать коллекцию живописи, сначала русской, а потом и западной. Именно он купил «Царевну-Лебедь» Михаила Врубеля и первым привез в Россию полотна Ван Гога. Его собрание было небольшим, по сравнению с теми результатами, которых достиг его младший брат.
Михаил и Иван пришли к пониманию новой живописи постепенно. Этот путь начинался через русских художников. Среди друзей Морозовых были Валентин Серов и Игорь Грабарь. Иван приобрел лучшие полотна художников Александра Головина и Константина Коровина, а также собрал коллекцию картин Гогена и Сезанна.
Книга в жанре coffee table book является полным каталогом коллекций братьев Михаила и Ивана Морозовых и восстанавливает историческую справедливость, впервые показывая всю коллекцию. Впервые подтверждено, что десятки полотен русских художников, когда-то разошедшиеся по различным музеям России, происходят из коллекции Ивана Морозова.


Костакис Г.Д. «Мой авангард. Воспоминания коллекционера» / «Алетейя», 2018

Георгий Дионисович Костакис собрал самую большую в мире коллекцию картин русского авангарда. Он родился в Москве в семье греческого коммерсанта, который после революции все потерял. Юный Георгий не смог получить образования. Начал работать сначала шофером, а потом администратором в греческом посольстве.
Коллекционирование пришло в его жизнь случайно, он слишком часто возил дипломатов в антикварные магазины. В самом начале в его коллекции были картины голландских художников, фарфор, русское серебро, ковры и ткани. Все изменилось в 1946 году, когда он увидел работу художницы Ольги Розановой «Зеленая полоса».
Работы авангардистов произвели на Костакиса сильнейшее впечатление. С этого времени он решил расстаться со всем, что успел собрать, и приобретать только авангард. Менял «испачканную» красками фанеру Любови Поповой на чистый лист стройматериала. Первым скупал у наследников работы Родченко, Татлина, Лисицкого, Малевича, Лентулова, Ларионова, Гончаровой, Экстер и Древина. Выискивал холсты Шагала и Кандинского. Попутно с первым русским авангардом начала ХХ века покупал авангард второй — «другое искусство» Краснопевцева, Плавинского, Вейсберга; ценил Анатолия Зверева, сотня работ которого сгорела во время таинственного пожара на подмосковной даче Костакиса.
Костакис спас от гибели многие полотна художников-авангардистов. Более 40 лет он колесил по Москве и другим городам, разыскивая полотна, которыми заколачивали окна в сараях, использовали вместо клеенки на столах, которые валялись на пыльных чердаках.
В 1977 году Костакис с семьей уехал в Грецию, подарив большую часть картин СССР. За это ему позволили увезти с собой пятую часть коллекции. Он умер в Афинах и не написал мемуаров. Его разрозненные записки и расшифровки интервью для публикации на родине передала дочь Алики.


Д. Фаулз «Коллекционер» / «Эксмо», 2010

Бывает, читаешь книгу, а она словно оплетает тебя, не дает спокойно жить. «Коллекционер» из таких книг, которая оставит равнодушным редкого читателя. Она универсальна, в ней нет привязки ко времени. Написанная более пятидесяти лет назад (в 1963 году), она и сегодня остается интересной и захватывающей.
Фредерик Клегг, одинокий молодой человек, страстный коллекционер бабочек, влюбленный в местную красавицу, неожиданно выигрывает в лотерею огромную сумму денег. Что он с ней сделает? Это история противостояния примитивного обывателя и возвышенного художника, добра и зла, любви, красоты и смерти. Книга держит читателя в напряжении. Сможет ли Миранда сбежать? Сдержит ли обещание Крегг? Повествование ведется поочередно в виде дневников, это позволило Фаулзу передать чувства и переживания героев.
«Коллекционер» входит в британскую версию «100 лучших детективных романов всех времен», критики назвали роман психологическим триллером.