Концерт «Минимализм и ирландский фолк»
Минимализм и ирландская народная музыка в исполнении Late Quartet и аккордеониста Романа Малявкина 28 апреля в Культурном центре ЗИЛ
В программе концерта:
Симеон Тен Хольт. Capriccio
Филип Гласс. Струнный квартет № 2
Арво Пярт. Fratres
Кшиштоф Пендерецкий. Струнный квартет № 1
Ирландская народная музыка
Музыканты о концепции:
«Составляя программу, мы задавались вопросом: что объединяет традиции народной музыки с классическим музыкальным искусством и каким образом эта связь поддерживается или отвергается сегодня.
Инструменты, которые мы выбрали для звучания на концерте, по своему происхождению являются народными. Скрипка, аккордеон — в эпоху своего появления и формирования, а в некоторых регионах и сейчас, используются для исполнения этнической музыки. Мы предлагаем слушателям понаблюдать вместе с нами, насколько такая народная традиция вошла в академическое искусство.
Истоки стиля минимализм — в индийской ритуальной музыке. Индийские мантры призваны погрузить слушателя в гипнотическое состояние, обратиться к себе. Так и музыка минимализма: простая, собранная из похожих небольших повторяющихся мотивов, она помогает человеку прочувствовать свое состояние и отследить его изменения.
Минималистичные произведения содержат совсем небольшое количество мелодических элементов. Часто они сосредоточены на ритме и звуковых эффектах, а также обладают высокой энергетикой и динамичностью.
В основе формы ирландских композиций — многократное повторение простых тюнов (мотивов) совместно всем ансамблем или солистами под ритмичный аккомпанемент. Во время повторов тюны подвергаются небольшим варьированиям: может изменяться количество солистов, сопровождающий мелодию ритм или гармония. Все это сближает ирландский фолк с минимализмом.
В программу мы также включили Первый квартет Пендерецкого и Fratres Пярта. Пярт и Пендерецкий не относятся к числу композиторов-минималистов. Но произведения, которые мы выбрали, как и минималистичные, состоят из повторяющихся на протяжении всего звучания медленно изменяющихся фрагментов. Таким образом, несмотря на развитую драматургию, они также погружают слушателя в длящуюся музыкальную ситуацию и создают «рамку» для его личных ощущений».
Late Quartet:
Варвара Косова — скрипка
Наталья Пьянкова — скрипка
Серафима Вепринцева — альт
Мария Миронова — виолончель
Квартет создан в 2023 году. Участники известны как исполнители современной академической музыки. Выступали на Дягилевском фестивале, фестивалях «Московская осень», Gnesin Contemporary Music Week, Remusik.org, GAMMA festival. Регулярно исполняют российские и мировые премьеры произведений современных композиторов. Среди них — Франческо Филидеи, Кассандра Миллер, Кирилл Уманский, Наталья Прокопенко, Григорий Зайцев, Константин Комольцев и другие. Сотрудничали с ансамблем «Студия новой музыки», симфоническим ансамблем «Персимфанс», ансамблем Opus Posth.
Роман Малявкин:
Окончил РАМ им. Гнесиных. Лауреат международных конкурсов.
Активно занимается исполнением современной академической музыки, гастролирует в городах России, Германии, Швейцарии, Австрии.
Регулярно сотрудничает с ансамблем «Студия новой музыки», Московским ансамблем современной музыки. Основной член команды проекта «Геометрия звука», с которым были созданы: site-specific «Жители родного города» в Воронеже, опера в саду памяти Музея истории ГУЛАГа «Твой отец жив, только об этом не надо говорить» и других. Участник танц-инсталляции «Плясцы» на музыку В. Горлинского в рамках проекта «Я моторы гондолы разбираю на части» в Доме культуры ГЭС-2, автор музыки и соавтор танцевального перфоманса «Дробный ход» проекта Татьяны Чижиковой.
Исполнитель музыки современных российских композиторов Д. Посаженникова, В. Горлинского, К. Архипова, Д. Мазурова. Участник фестивалей Gnesin Contemporary Music Week, «Пять вечеров», Sound 59, «Платоновский фестиваль искусств», «Точка доступа».
Доступна оплата Пушкинской картой.
У вас появились вопросы?
Оставьте свои данные, и мы свяжемся с вами