Авторский курс Александры Барковой «Будетляне: русская литература ХХ века»

Авторский курс Александры Барковой «Будетляне: русская литература ХХ века»

15 сентября 19:00 -

22 ноября 

Лекторий

Русская литература — это единый художественный процесс, где идеи десятого века мощно прогремят в двадцатом, а ценности семнадцатого века, увы, жутко испортят поэзию от Некрасова до современности, где проблемы «Жития Сергия Радонежского» лучше лучшего объяснят, почему застрелился Маяковский, а Гоголь и Булгаков зарастят раны, нанесенные русской культуре ордой Батыя…

Литература ХХ века дает возможность наиболее ярко увидеть эти взаимосвязи.

Об авторе

Александра Баркова (в 2012-2017 гг. профессор, заведующая кафедрой культурологии Института УНИК), широко известная как исследователь мировой мифологии, на протяжении многих лет также преподавала историю русской литературы. Первая часть ее курса опубликована под названием «Русская литература от олдового Нестора до нестарых Олди: древнерусская и XVIII век» и входит в топ-100 книг по литературоведению по версии интернет-магазина «Лабиринт».

Яркая речь, образная, подчас ироничная подача самого серьезного материала делает лекции Александры Леонидовны незабываемыми, а ее книги — заслуженно лидирующими в рейтингах.

 

ПРОГРАММА КУРСА

15.09.2022. Лекция 1. Введение: обзор древнерусской литературы

Учительный характер русской литературы и его проявление в разные исторические периоды

«Душеполезный» принцип отбора литературы в истории русской книжности

Трагедия стиля: почему «Слово о полку Игореве» переделали в «Задонщину»?

Епифаний Премудрый и судьба его текстов

Отношение к женщине в домонгольский и послемонгольский период

Почему «Повесть о Петре и Февронии» ничего не говорит о любви в современном понимании?

Поэзия XVII века. Становление принципа «поэт в России — больше, чем поэт»

20.09.2022. Лекция 2. Введение: обзор литературы XIX века

За что в XIX веке не любили Лермонтова?

В чем величие Гоголя и причины его непонимания?

Белинский «школьный» и Белинский настоящий: как и почему были искажены взгляды критика

«Татьяна, русская душою» не из-за любви к природе

«Медный всадник» не о «лишнем человеке». Как и почему искажают смысл произведений Пушкина

Величие и крах Льва Толстого

22.09.2022. Лекция 3. Символисты: Брюсов и Блок

Русская литература ХХ века как непрерывный художественный процесс

Русский модерн, его черты как в Серебряном веке, так и в соцреализме и фантастике

Брюсов: опыты с формой. Тема порыва, формы его устремления

Брюсов как предтеча русского фэнтези. Предчувствие и картины революции у Брюсова

Библейские образы в контексте революции

Блок: порыв и образ женщины в цикле «Снежная маска»

Образ России в «Песне судьбы»

Модернистский порыв и образ Христа в «Двенадцати»

27.09.2022. Лекция 4. Акмеисты: Гумилев и Ахматова

Акмеизм как поиск Бога в посюстороннем Материальный мир в творчестве акмеистов

Гумилев: от символизма к акмеизму

Образ блудного сына как метафора творческого пути. Образ Капитана, слияние творчества и биографии

Влияние Гумилева на современную литературу

Ахматова, особенности художественного мира. «Ахматовский эпитет»

«Реквием»: как и за счет чего достигается катарсис

29.09.2022. Лекция 5. Акмеисты: Мандельштам

Мандельштам: духовные и религиозные искания

Стихийный буддизм поэта. Мир ранних стихов: торжество тишины над словом

«Воронежские тетради»: опыт глубочайшей концентрации и картины страшной реальности

06.10.2022. Лекция 6. Футуристы: Маяковский и Хлебников

Маяковский как поэт Любви. Смена предмета любви на протяжении творчества

Художественный мир Маяковского: объективация метафоры, словотворчество

Мифологизация образа Ленина

Хлебников: обостренное чувство слова; словотворчество

Две стороны революции в поэмах «Ночь перед Советами» и «Ночной обыск»

Мистические искания Хлебникова

11.10.2022. Лекция 7. Пастернак

«Земля убежала!»: гармоничное принятие иррационального мира

Лермонтовские мотивы в творчестве

«Пророк» Пушкина; Пушкин о поэте и поэзии. Развитие пушкинской темы Пастернаком

Поэзия как объективная реальность

«Доктор Живаго»: судьба романа и причины творческой неудачи

Пастернак как переводчик

13.10.2022. Лекция 8. Безнадежный поиск Руси: Цветаева и Есенин

Два пути воплощения национального духа в поэзии

Есенин: от неприятия до популярности

Ранние стихи: особенности духовного мира

Путь к «Москве кабацкой» и «Черному человеку». Споры о самоубийстве

Цветаева: борьба за право быть подростком

Образ женщины и художественный мир «Переулочков»

«Поэма горы» как квинтэссенция бунта против общества

18.10.2022. Лекция 9. Возвращение к классике: Горький и Толстой

Горький-романтик; причины неудач как реалиста

Горький как драматург. «На дне»: почему это не классика?

Фильм А. Куросавы: что убрано из текста и почему стало лучше?

«Дети Солнца»: Горький в диалоге с Чеховым

«Васса Железнова»: поэтизация сильной женщины как черта модерна

Эволюция образа Петра I у А.Толстого

Влияние политических запросов на творчество

«Хождение по мукам» как памятник эпохи.

Черты модерна в сюжете. Отличие эпопеи от романа

20.10.2022. Лекция 10. Трагедия степи: Шолохов и Фадеев

Этнографическое в «Тихом Доне»: от сюжета и образов до метафор и языка

Шолоховские средство построения художественного образа

«Разгром»: как роман о сверхчеловеке может стать реализмом

«Разгром» в сопоставлении с «Дюной» Герберта

«Молодая гвардия» (первая редакция!) как поэма в прозе

Вереница женских образов. Уля Громова как героиня модерна

Художественные приемы Фадеева. Гоголевский язык

25.10.2022. Лекция 11. Такая разная сатира: Зощенко, Платонов, Ильф и Петров, Шварц

Рассказы Зощенко. Трагедия в форме фарса. Судьба писателя

Платонов «Котлован»: как ужас перед действительностью ломает сюжет романа и портит язык

Метафоры Платонова; художественная роль канцелярита в тексте

Ильф и Петров «Двенадцать стульев»: благополучная судьба романа и авторов при той же мере критики

За счет чего авторы снимают ужас перед действительностью? Гоголевские приемы в стиле

Шварц «Дракон»: страшное через простое

27.10.2022. Лекция 12. Булгаков

«Белая гвардия» и «Дни Турбиных»: разные произведения на сходный сюжет

«Белая гвардия» как поэма в прозе. Кто главный герой поэмы?

Предтечи сюжетов и персонажей «Мастера»

«Собачье сердце»: отличие книги от известной экранизации. Почему фильм сместил акценты?

Булгаков и Гоголь

История «голгофы». «Мастер и Маргарита». Судьба романа.

О чем читают роман? Почему Воланд не дьявол?

01.11.2022. Лекция 13. Великая Отечественная: Симонов, Твардовский, Васильев, Быков

Почему В.Быков — это не «правда о войне»?

Как под видом военной темы подаются проблемы 70-80 годов?

«А зори здесь тихие» Б. Васильева. За счет чего достигается пронзительность образа?

«Василий Теркин» Твардовского. История поэмы. Современное восприятие поэмы как «праздничной» Страшные страницы поэмы.

«Живые и мертвые» К. Симонова. Средства эмоциональной выразительности романа. Почему неприглядная правда не делает роман «антисоветским»?

Образ Серпилина; тема контроля собственных чувств

10.11.2022. Лекция 14. "Атисоветчина": Корнейчук, Некрасов, Солженицын

«Фронт» Корнейчука: придворная или антисоветская пьеса?

Корнейчук в стремлении стать «советским Гоголем»

Религиозная тема в пьесе и причины этого. Фильм Васильевых

«В окопах Сталинграда» В. Некрасова

Язык романа; «ахматовский эпитет»

Аморфность сюжета романа, причины этого

Понятие «окопной правды»

Один день Ивана Денисовича» Солженицына как явление культуры эпохи оттепели

Почему это не художественная литература? В чем Солженицын противоречит сам себе?

Тема человеческого достоинства в зоне

Влияние Солженицына на современную культуру

15.11.2022. Лекция 15. Поэт и барды: Бродский, Окуджава, Галич, Высоцкий

Бродский как поэт одиночества. Отношение к родине и последующая высылка

Античные образы у Бродского, переосмысление классики

Влияние Бродского на современную литературу

Окуджава и возникновение авторской песни. Авторская песня как замена фольклора

Особенности ранних песен Окуджавы

Галич и диссидентство. Как песни Галича воспринимались тогда и как воспринимаются сейчас?

Высоцкий: от поэтизации уголовщины к «Охоте на волков»

Символика мира Высоцкого, образы центра и периферии.

Типы героев Высоцкого. Смерть поэта как часть (не конец) биографии

17.11.2022. Лекция 16. Советская фантастика: Ефремов, Снегов

Почему советские идеи перешли в фантастический жанр?

Снегов «Люди как боги»: биография писателя и художественный мир романа.

Ефремов. Идеи коммунистического общества в «Туманности Андромеды». Что предсказано из достижений техники?

Отношения мужчины и женщины. Мир вещей в романе

Ефремов и индийские учения. Тантрические представления в «Лезвии бритвы» и «Таис Афинской»

Тема труда у Ефремова

22.11.2022. Лекция 17. От фантастики к фэнтези: Стругацкие, Олди, Дворецкая, Камша

Стругацкие: от доброго юмора к антиутопии «Понедельник начинается в субботу», мечта и реальность в повести

Почему «Трудно быть богом» была настольной книгой поколения и неинтересна сейчас? Повесть как метафора позднесоветской действительности. Повесть и мир ролевых игр

Квазиисторические романы Дворецкой и Камши: зачем фэнтези проникает в исторический жанр

Олди как современный Гоголь. Прозопоэтический язык

«Герой должен быть один» в контексте идей 90-х годов

Отрицание модернистского порыва в «Одиссее, сыне Лаэрта»

Записи прошедших лекций можно получить у автора. Пожалуйста, напишите на alwdis@yandex.ru

Абонемент на полный курс можно приобрести здесь.

Доступна оплата Пушкинской картой