Международный музыкальный фестиваль «Россия — Вселенная звука»

Международный музыкальный фестиваль «Россия — Вселенная звука»

15 июня — 20 июня


Лекторий

Следите за нами в Telegram!

В июне в лектории Культурного центра ЗИЛ пройдет серия лекций-демонстраций Международного музыкального фестиваля «Россия — Вселенная звука»

В программе задействованы не пышные «псевдофольклорные» ансамбли, а подлинные носители и настоящие знатоки исконных традиций многочисленных регионов РФ — от Чукотки до Дагестана. В качестве гостей приглашены выдающиеся исполнители иранской и индийской классической музыки, а также представители «высокой культурной традиции» из Монголии. Подобно мировой культуре в целом, культурная палитра России — это не беспорядочная россыпь разнохарактерных элементов, не пестрая мозаика, не имеющая общего рисунка и объединяющей формы, а живая система, в которой все элементы функционально связаны. Есть надежда на то, что к итоговым событиям форума представления участников о своей родине станут значительно более насыщенными и достоверными. Знание и понимание соседей ведет к взаимоуважению и стремлению вместе сделать наш дом лучше.

ЛЕКЦИЯ-ДЕМОНСТРАЦИЯ «НАПЕВЫ ТАЙМЫРСКОЙ ТУНДРЫ И МУЗЫКАЛЬНЫЕ ДРЕВНОСТИ САХАЛИНА»

 


15.06.2022

19:00


Два региона — участника фестиваля — Таймырский муниципальный район Красноярского края и Сахалинская область — сформировали для выступления в Москве совершенно уникальную группу истинных носителей культур Севера, обладателей редчайших сокровищ мировой звуковой практики — музыкальных  традиций малочисленных народов Таймыра и Сахалина.

Таймыр — самый северный полуостров Евразии — отличается обилием национальных культур и музыкальных традиций. В творческой программе принимают участие представители самодийских языков (ненцы, энцы, нганасаны), а также самые северные тюрки — долганы. Музыкальные традиции острова Сахалин представлены творчеством народа нивхгу.

Прозвучат песенные импровизации и наигрыши на музыкальных инструментах нганасан — древнейшего народа Арктики. Редкие образцы личных, детских, иносказательных песен, отрывки из героических сказаний, а также такой своеобразный принцип звукоизвлечения, как горлохрипение на вдох и выдох, обычно сопровождающее танец, исполнят носители этих аутентичных традиций.

Ненецкий музыкальный фольклор раскроется перед слушателями в богатстве сольных вокальных традиций. Прозвучат песни и сказки о животных, детские песни-благопожелания, личные напевы и эпические сказания.

Музыкальные традиции энцев — крайне малочисленного народа (насчитывающего всего 200 человек) — будут представлены в вокальных импровизациях.

Звуковая культура долган предстанет в песенных образцах разных жанров и инструментальных импровизациях на баргане.

Наигрышами на уникальных музыкальных инструментах: музыкальном бревне тятя чхар, пиколютне тынгрын, духовом инструменте кални, — а также музыкой нивхских обрядов и ритуальными танцами нивхов Сахалина встретят слушателей носители этого редкого языка и национальной культуры.

Исполнители:

ТАЙМЫР

(народы: энцы, нганасаны, долганцы, ненцы)

Болина Зоя Николаевна

Кудрякова Светлана Мойбовна

Момде Дарья Чайхореевна

Фалькова Наталья Игнатьевна

Чарду Анастасия Афанасьевна

Чунанчар Алексей Николаевич

Яптунэ Раиса Пехедомовна

Ядне Роза Накочевна

Яднэ Павел Наккович

САХАЛИН

(народ нивхи)

Иванова Юлия Александровна

Мельникова Анна Владимировна

Встречу ведет доктор искусствоведения, ведущий научный сотрудник Лаборатории комплексных геокультурных исследований Арктики Арктического государственного института культуры и искусств

Оксана Эдуардовна Добжанская


ЗАРЕГИСТРИРОВАТЬСЯ


ЛЕКЦИЯ-ДЕМОНСТРАЦИЯ «НЕРАЗГАДАННЫЙ АЛТАЙ»

16.06.2022

19:00


Всем известна завораживающая красота и особая энергетика Алтая, за которой едут в этот край тысячи людей. Однако в глубине этого таинственного чуда лежит древняя история и традиции народов Алтая, которые не каждому открываются с первого взгляда.

Многие гости по приезде на Алтай видят белые ленточки на деревьях, ´груды´ камней, слышат яркие легенды ´для туристов´ и остаются этим довольны. Но о чем же на самом деле свидетельствуют эти видимые следы местных поверий, что знал и о чем думал народ, живший на этой земле тысячи лет?

16 июня в Культурном центре ЗИЛ вам представится без преувеличений уникальный шанс услышать от носителей алтайской культуры рассказы о шаманах и о том, откуда берется шаманский дар, послушать алтайские эпические сказания и увидеть выставку изделий-реконструкций артефактов Пазырыкской культуры.

Филолог и фольклорист, глубокий знаток сибирских древностей Василий Ойношев откроет блок знакомства с Алтаем лекцией-презентацией про шаманизм и про самих камов. Фигура шамана окутана сегодня множеством ярлыков и предрассудков, а между тем это явление можно назвать не до конца изученным и понятым не только обычными людьми, но и научным сообществом. Считается, что традиция изготовления классических атрибутов кама: костюма и шапки (манјак ӱлбӱрек) и бубна и колотушки (тӱҥӱр ле орбу) на Алтае утеряна. Но есть кам, живущий в Кош-Агашском районе с бубном (тӱҥӱрВладислав Челтуев, и он приедет в Москву с учеником Алексеем Юновым и расскажет о получении шаманского дара, и, может, даже что-нибудь продемонстрирует.

Очень много параллелей существует между шаманизмом и сказительским искусством, и то, что многие сказители были шаманами, не является случайностью. Алтайский героический эпос мог исполняться несколько ночей подряд. Один из немногих, или даже единственный на сегодняшний день кайчы, который может исполнить сказание от начала до конца, — Эмил Теркишев. Заслуженный артист Республики Алтай Эмил Теркишев расскажет о традициях эпического сказания и исполнит отрывок из эпоса «Алып-Манаш».

Признанный мастер в Сибири с неповторимым стилем Аржан Кухаев, принадлежащий к семье потомственных мастеров по изготовлению седел, представит нам изделия на тему археологических находок Пазырыкскй культуры и расскажет про различные традиции и секреты алтайских мастеров.


ЗАРЕГИСТРИРОВАТЬСЯ


ЛЕКЦИЯ-КОНЦЕРТ «РАГА И ТАЛА — ДВЕ ТАЙНЫ ИНДИЙСКОЙ КЛАССИЧЕСКОЙ МУЗЫКИ»

19.06.2022

14:00


Океан индийской классической музыки полон неразгаданных тайн. Наши гости из Колкаты (Калькутты) Атиш Мукхопадхьяй (сарод) и Ашок Мукхерджи (табла) избрали для своего рассказа только две из них: принцип раги (управления мелодическим потоком) и принцип тала (управления временем внутри этого потока).

Атиш Мукхопадхьяй — один из очень немногих виртуозов игры на сароде среди музыкантов нынешнего поколения, глубокий знаток традиционной музыки и прямой представитель и последователь школы «Майхар Сенья Бинкар» Бабы Аллауддина Хана. С самого детства музыка была его жизненной силой. Атиш начал заниматься музыкой в 1985 году под руководством профессора Дхьянеша Хана. В 1991 году Атиш обрел «новую гавань», когда встретил учителя и начал изучать искусство игры на сароде под чутким руководством Устада Аашиш Хана. Артист также более десяти лет изучал музыкальное искусство у другого лучшего гуру индийской классической музыки, госпожи Амины Переры. Музыканту посчастливилось учиться и у легендарного Устада Али Акбар Хан в поздний период его карьеры. Изучая музыку этих величайших мастеров на протяжении более трех десятилетий, Атиш развил очень мощную музыкальную базу, однако он и по сей день регулярно продолжает заниматься музыкой с Устадом Аашиш Ханом.

В 2015 году Атиш Мукхопадхьяй, уже будучи музыкантом с обширным гастрольным и педагогическим опытом,  дает свой первый мастер-класс в Московской консерватории им. П. И. Чайковского, и с тех пор он трижды в год приезжает сюда со своим универсальным курсом «Основы североиндийской классической музыки», обучая всех желающих пониманию и исполнению вокальной и инструментальной музыки своей традиции.

Ашок Мукхерджи — один из лучших исполнителей на табла в сегодняшней Индии. Воспитанный в атмосфере музыки и вдохновленный родителями, он  начал свое обучение у пандита Бибхути Бхушана Бхаттачарьи из Школы музыки г. Лакхнау. Впоследствии он продолжил музыкальное образование у его сына Пандита Свараджа Бхаттачарьи.

Зарекомендовавший себя как солист и как участник ансамблей, Ашок Мукхерджи неизменно очаровывает публику своим редким чувством красоты и музыкальности. Ашок неоднократно гастролировал по Европе и Дальнему Востоку, выступал на различных известных фестивалях и провел несколько мастер-классов по табла. География его выступлений включает такие страны, как Германия, Англия, Швейцария, Бельгия, Франция, Сингапур, Бангладеш, Алжир, Китай и другие. Сейчас музыкант преподает исполнительское искусство в ITC Академии музыки (Sangeet Research) в Колкате. Он также является постоянным артистом Всеиндийского радио и национального телевидения.

Сколько бы ни писалось книг об индийской музыке, сколько бы ни рассказывалось о ней учеными разных стран, только живое прикосновение к звуку этой традиции, извлекаемому настоящими мастерами, входящими в ранг «посвященных» в святая святых этого таинственного искусства, позволяет испытать истинный восторг от встречи с животворящей силой музыки, рожденной великой Индией.


ЗАРЕГИСТРИРОВАТЬСЯ


КОНЦЕРТ-ЛЕКЦИЯ «ЛЕТНИЙ ПОЛДЕНЬ В БАМБУКОВОЙ РОЩЕ»

19.06.2022

19:00


Бамбуковая роща возле скалы Байцзяянь на горе Юньтаньшань провинции Хэнань известна как место встречи семи мудрецов, живших в III веке. Их взгляды сформировались в русле философского течения сюаньсюэ, что означает «учение о глубоком». Сам иероглиф сюань — «глубокий», «тайный», «сокровенный», «чудесный» — был заимствован из высказывания Лао-цзы: «Глубокое — дверь всех чудес». Иероглиф сюань также означает «отдаленный», «скрытый» и «тишина», «спокойствие».

Семь мудрецов неслучайно выбрали отдаленную от мирской суеты рощу, где они могли предаваться метафизическим размышлениям, заниматься поэзией, каллиграфией и музыкой. Один из семи мудрецов — Цзи Кан — стал знаменитым исполнителем на цитре гуцинь и автором одной из самых сложных и важных пьес в репертуаре этого инструмента. Эта пьеса называется «Гуанлинский напев», и ее содержание связано с непростым временем в китайской истории, когда поэты и музыканты подвергались преследованиям. Чтобы выразить свои идеи в поэзии и литературе, они вынуждены были прибегать к различным иносказаниям. Как и во многие другие смутные времена, несмотря на нелёгкую жизнь, семь мудрецов бамбуковой рощи продолжали изучать и интерпретировать философские трактаты древности и оттачивать искусство поэзии, каллиграфии и музыки.

Так, удивительным образом звук цитры гуцинь и других китайских инструментов донёс до наших времён всё богатство и всю сокровенную глубину традиционного китайского знания о мире и человеке.

В программе концерта-лекции «Летний полдень в бамбуковой роще» слушатели познакомятся с пьесами классического репертуара цитры гуцинь, а, кроме того, смогут насладиться звучанием окарины сюнь, струнного смычкового инструмента эрху, цитры гучжэн и бамбуковых флейт сяо и дицзы.

Программа концерта-лекции прозвучит в исполнении преподавателей и учащихся класса китайской музыки научно-творческого центра «Музыкальные культуры мира» Московской консерватории имени П.И. Чайковского.

Исполнители:

Анастасия Новоселова (гуцинь, сяо, дицзы)

Евгения Глухова (гуцинь, дицзы),

учащиеся класса китайской музыки,

ансамбль «Ба инь» в составе:

Алеся Бельская

Анна Сапельникова

Диляра Умерова

Юстина Шарапановская (гуцинь)

Анастасия Новоселова

Татьяна Стреляева

Евгения Федорова (сяо)

Виктория Гасанова

Евгения Глухова

Мария Ларионова

Анна Минаева

Антон Подгурский (дицзы)

Нонна Липартелиани (сюнь)

Ольга Обухова (гучжэн)

Ирина Красная (ударные).

В концерте принимает участие Чжоу Чжоу (эрху)

Ведущая — Юлия Челмакина


ЗАРЕГИСТРИРОВАТЬСЯ


ЛЕКЦИЯ-ДЕМОНСТРАЦИЯ «КРАЙ СПРЕССОВАННЫХ СТОЛЕТИЙ»

20.06.2022

19:00


Монголию называют «Краем спрессованных столетий». И действительно, любой, кто сюда приезжает, может за один свой визит увидеть следы и услышать звучание многих исторических эпох, сосуществующих в органичном согласии и придающих культуре монгольского народа неповторимое своеобразие. Достаточно сказать, что в таком современном учебном заведении, как Монгольская государственная консерватория, существует широчайший спектр специальностей от таких старинных традиций, как горловое пение хоомий, эпические сказания тууль или протяжная песня уртын-дуу до современных техник композиторского мастерства.

О традиционных монгольских инструментах, их истории, символике и звуковых характеристиках расскажут признанные мастера этих самобытных традиций:

Чулуунбат Мунх-Эрдэнэ (ятга)

Махбал Лхагвагэрэл (лимбэ, хоомий)

Боролдой Болорцэцэг (ёочин)

Мунхтайван Энхзаяа (ардын бишгуур)

Бямбажав Энх-Амгалан (морин хуур)

Ведущий — проректор Монгольской государственной консерватории, кандидат педагогических наук  Цэрэнжигмэд Шаравцэрэн


ЗАРЕГИСТРИРОВАТЬСЯ


Предлагаем принять участие в опросе и конкурсе «Что вы знаете о своих соседях по стране», проводимых в рамках фестиваля!