Выставка «Под занавесом. Мировые звезды — в объективе легендарного фотографа «Известий» Сергея Смирнова»

К 100-летию со дня рождения выдающегося фотографа Сергея Смирнова МИЦ «Известия» подготовил фотовыставку, которую с 16 ноября можно посмотреть в Культурном центре ЗИЛ. Представлены работы мастера из архива «Известий» и из собрания его семьи

Каждая фотография Сергея Смирнова — застывшее мгновение нашей истории. Но у многих из них свои увлекательные закулисные сюжеты. Чтобы узнать детали создания фотографии и подробности из жизни автора, достаточно навести смартфон на QR-код рядом с работой.

Сергей Иванович Смирнов родился 13 ноября 1923 года. Великую Отечественную войну начал в авиации стрелком-радистом, затем был фоторепортером во фронтовой газете. Первый кадр в качестве фотокорреспондента «Известий» сделал в 1959-м. Снимал первых лиц СССР и мира, а также все крупнейшие политические события страны. Именно его глазами миллионы людей впервые увидели Юрия Гагарина и Никиту Хрущева, Маргарет Тэтчер и Элизабет Тейлор, Никиту Михалкова и Фиделя Кастро.

Скончался Сергей Смирнов в Москве в последний день лета 2016 года. С ним ушла и великая эпоха советской фотожурналистики. Он не любил, когда его называли фотографом, подчеркивал, что он — фотокорреспондент. Хотя, конечно, был художником в самом высоком смысле этого слова. Он, кажется, родился с артистическим чувством композиции. Непередаваемая словами химия, которую поклонники фотографии называют магией кадра, всегда присутствовала в его работах — снимал ли он первых лиц государств или запуск фонтана у Большого театра.

Смирнову удавалось ухватить не только радостное возбуждение обычных людей в кадре, но и ту открытость к общению и новым впечатлениям, которые демонстрировали знаменитые иностранцы. Пока политики ссорились и опускали железный занавес, зарубежные деятели культуры приезжали в СССР, общались с российскими коллегами и отделяли себя от нашей публики разве что занавесом театральным.

В годы наиболее активной деятельности Сергея Смирнова — 1960-е — 1980-е — в Москве побывало множество западных знаменитостей. Среди созданных им в этот период портретов выделяются фотографии Элизабет Тейлор. Камера Смирнова не без восхищения смотрит на голливудскую Клеопатру, царственно прихорашивающуюся перед зеркалом или беседующую с мужем в ложе театра. Но вот рядом с ней появляется наша Любовь Орлова — и, хотя пик славы советской артистки уже далеко позади, в кадре они царят обе.