Одаренные дети

Одаренные дети

27 апреля в 18:00 в Детской художественной галерее «Изопарк» откроется выставка Мастерской художественного проектирования Культурного центра ЗИЛ­­ «Одаренные дети. От 3 до 7» 

— Что такое художественная одаренность? Чем она отличается от других форм одаренностей — музыкальной, математической, лингвистической, технической?

— Как различить признаки художественной одаренности у маленьких детей?

— Может ли проявляться художественная одаренность у не рисующего ребенка?

— Когда начинать системно развивать художественно одаренного ребенка?

— Почему художественная одаренность проявляется в раннем возрасте, а потом бесследно исчезает у большинства людей? Можно ли преодолеть возрастной кризис, сохранив и развив художественную одаренность?

— Какие возможности интеллекта формирует системное развитие художественного мышления в раннем возрасте?

— Оригинальное художественное мышление — это преимущество или проблема?

— Как гармонизировать процесс социальной адаптации художественно одаренного ребенка?

Выставка «Одаренные дети. От 3 до 7» Мастерской художественного проектирования демонстрирует успешный многолетний опыт (c 1988 года) развития художественно одаренных детей. Благодаря системным наблюдениям за одаренными детьми на протяжении их эволюции от дошкольного до старшего школьного возраста мы разработали уникальные подходы и инновационные методы развития художественного мышления детей и подростков.

Цель выставки — поделиться нашим опытом и идеями с коллегами, с родителями одаренных детей, с любителями и знатоками искусства.

От 3 до 7 лет — время, когда можно успеть. Мы спешим, чтобы именно в этом возрасте самого активного ментального развития познание и творчество одаренных детей не блокировали стереотипы.

Известный мем про ИЗО — «в каждом рисунке солнце» — мы понимаем как знак мира штампов и стереотипов. Солнце у нас не в каждом рисунке. И его необязательно наказывать, ставя в угол листа. Одаренность — это возможность открыть миру новое. И мы стремимся помочь появиться новому.

Мы знаем о тотальном влиянии детсадовской педагогики Фридриха Фрёбеля на искусство XX века, в детские сады которого ходили Пауль Клее, Пит Мондриан, Жорж Брак и многие другие лидеры модернизма. На основании конструкторов Фрёбеля были разработаны задания для студентов в Баухаузе. А Фрэнк Ллойд Райт не только осмыслил и описал этот опыт как ключевую идею концепции органической архитектуры, но и поместил детский конструктор Фридриха Фрёбеля в центр своей мастерской, где он находится и сейчас.

Мы осознаем художественное значение творчества одаренных детей — авторов неожиданных образов и ярких метафор. В Мастерской художественного проектирования дети включены в развивающий процесс, который разрабатывается педагогом в форме творческого проекта. Поэтому здесь речь не идет о наивном детском творчестве или оригинальности примитивного искусства, это не art brut (ар-брют). Это, скорее, кураторская деятельность педагога, включающего юных авторов в процесс художественного исследования. В центре внимания исследовательских проектов всегда находится художественная идея, смысл и образ. И обязательно — знакомство с опытом художественной культуры прошлого. Средства выражения становятся вынужденно необходимым условием для выражения этих идей. Компетенции, навыки и умения эффективно развиваются в процессе мотивированной творческой деятельности.

В наших проектах конструируются иероглифы и исследуется, как работает магнит, создаются карты своего внутреннего устройства, где непонятные звуки и микробы находят себе место рядом с конфетами и мечтами, вавилонские шеду выражают поразительные эмоции, переконструируется «Бык» Пабло Пикассо и развивается бесконечный насекомовидный конструктор, «Павлин» Натальи Гончаровой превращается в веер из кусков пиццы, а мандрагора рассказывает свою странную историю, драконы собираются из случайных деревянных обрезков, а палеонтологические древности моделируются из полиграфических пружин и керамики.

На выставке представлены работы детей от 3 до 7 лет. Это результаты разовых заданий и многоступенчатых проектов, разработанных и осуществленных педагогами мастерской. Экспозиция разделена на тематические разделы, которые выражают ключевые направления в работе с этими возрастными группами. Это «Искусство как тайна и как игра», «Страшное», «Волшебные превращения», «Cхемы и карты», «Конструкторы», «Тайные знаки», «Слово и изображение». Эти разделы объединяют разные проекты по их развивающим эффектам.

Адрес галереи:

ул. Островитянова, 19/22

+7 (495) 336-97-13

Время работы: с 27 апреля по 26 мая, 12:00–20:00, вт. – вс.

Авторы проекта:

Куратор проекта — Николай Селиванов

ns@art-edu-studio.com