Вербатим «Здравствуй, папа!»

Вербатим «Здравствуй, папа!»

Для фестиваля театрального искусства «Главный герой» уже становится доброй традицией открывать новые имена в классических жанрах. А в этом году новаторство выходит на новый уровень — на суд зрителя представлен спектакль, поставленный в формате вербатима. Это достаточно молодой вид театрального представления, зародившийся во второй половине XX века и больше всего созвучный литературе нон-фикшен и документальному кино.

На большой сцене Культурного центра ЗИЛ будет поставлен драматический вербатим-спектакль «Здравствуй, папа!» театральной студии развития личности «Таланты» из Оренбурга. В основе постановки реальные истории из жизни детей, которые они рассказывают и разыгрывают на сцене. В этом спектакле нет ни одного взрослого. На подмостки профессионального театра выходят оренбургские школьники от 7 до 17 лет. Но работают все они как профессиональные актеры. Режиссер-постановщик Павел Каштанов поделился историей создания, постановки и творческой жизни спектакля:

«Спектакль «Здравствуй, папа» мы выпустили на втором году существования нашей театральной детской студии. Премьера состоялась 4 февраля 2019 года в Театре оренбургской драмы. Именно на ее сцене впервые вышел этот спектакль. И затем он уже много лет путешествует и по городам, и по разным театральным площадкам. Мы представляем его как социально значимый проект, который пробуждает сердца людей и укрепляет сам институт семьи.

Вербатим — это форма документального спектакля. Самое главное, что это не выдуманные сюжеты, а истории из жизни детей. Однажды я как режиссер попросил детей нашей студии написать истории про своих пап. После минимальной сценарной редактуры они выходили на сцену и рассказывали свою историю. Мы сознательно выбрали форму обращения к отцу. Поэтому в основном во всех историях звучит всегда фраза «Здравствуй, папа». Как будто актер общается с отцом здесь и сейчас. Так происходит анализ, переоценка взаимоотношений. Хотя есть история, про девочку из детдома, которая никогда не встречала своего папу. Мама умерла при родах, а папа ее отдал в детдом. И он ей снится, она разговаривает с воображаемым папой, она никогда его не видела, даже не знает, как он выглядит.

Другая история — мальчик общается с папой, который умер от рака. Ему не хватает папы, он хочет, чтобы тот смотрел, каких он добился успехов, как он растет. На протяжении всего спектакля стоит помнить, что очень сложно быть максимально искренним, исповедуясь на сцене. При этом я не устаю повторять, что с детьми очень интересно работать. Они более открытые, более искренние, у них в голове нет никакой звездной пыли. Когда я работаю с профессиональными актерами, то наблюдаю много самолюбия, завышенных требований и профессиональных амбиций, почти всегда есть стремление показать, кто лучше, кто круче, и похвастаться своим мастерством. У детей такого нет, они не претендуют на лавры, они делают первые шаги в актерском мастерстве. Тем более в этом спектакле, где у них происходит исповедь, когда они рассказывают о своей судьбе, о своем папе. В этой ситуации просто не может быть с их стороны никакого ложного пафоса.

Эффект на всех наших спектаклях — где бы мы ни выступали, на какую публику, на какой площадке, в каком городе — и мужчины, и женщины, и дети плачут. Потому что это пробивает. Обычно предупреждаю перед спектаклем: «Приготовьте платочки, будете плакать». Многие говорят: «Да ладно, где ты, что ты». Но даже мужики, которые прошли СВО, чего только ни видели, плачут и выбегают в коридор, потому что не могут сдержать своих слез. В отличие от профессиональных актеров, которые, может быть, где-то чуть-чуть бы наигрывали, дети рассказывают свои собственные истории. Поэтому и получается такой мощный эффект».

Спектакль создан театральным режиссером Павлом Каштановым и балетмейстером-постановщиком Юлией Ефимовой при поддержке БФ «НеОбыкновенное Чудо», г. Оренбург.

* Посмотреть спектакль в Москве можно 21 сентября в 14:30.